ДОРОФЕЙ - Страница 2

Дорофей считал счастьем для себя служить великому старцу, но всегда был готов уступить эту честь другим. Кроме отцов обители аввы Серида он посещал и слушал наставления и других современных ему великих подвижников, в том числе и преподобного аввы Зосимы. После кончины Иоанна Пророка, когда авва Варсануфий принял на себя совершенное молчание, Дорофей оставил монастырь аввы Серида и основал другую обитель, иноков которой окормлял до самой кончины. Ему принадлежит 21 поучение, несколько посланий, 87 вопросов с записанными ответами преподобных Варсануфия Великого и Иоанна Пророка. В рукописях исследователям известны также 30 «Слов» о подвижничестве и запись наставлений преподобного аввы Зосимы. Творения аввы Дорофея исполнены глубокой духовной мудрости, отличаются ясным, отточенным стилем, простотой и доступностью изложения. Поучения раскрывают внутреннюю жизнь христианина, постепенное восхождение его в меру возраста Христова. Авва часто обращается к советам великих святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского. Послушание и смирение, соединённые с глубокой любовью к Богу и ближним, являются теми добродетелями, без которых невозможна духовная жизнь, – эта мысль пронизывает все поучения аввы Дорофея. В изложении везде ощутима личность преподобного Дорофея, которого его ученик, преподобный Досифей (память 19 февраля), охарактеризовал так: «К подвизавшейся с ним братии он относился со стыдливостью, смирением и приветливо, без гордости и дерзости; ему были свойственны добродушие и простота, он уступал в споре, – а ведь это начала благоговения, доброжелательства и того, что слаще мёда – единодушия, матери всех добродетелей». Поучения аввы Дорофея являются начальной книгой вступивших на путь духовного делания. Простые советы, как поступить в том или другом случае, и тончайший анализ помыслов и движений души являются надёжным руководством для тех, кто решил опытным путём читать творения аввы Дорофея. Иноки, начав читать эту книгу, не расстаются с ней всю жизнь. Его творения находились во всех монастырских библиотеках и непрестанно переписывались. На Руси его книга; душеполезных поучений и ответов преподобных Варсануфия Великого и Иоанна Пророка по количеству списков была самой распространённой, наряду с «Лествицей» Иоанна Лествичника и творениями Ефрема Сирина. Известно, что Кирилл Белозерский (ум. в 1427 г., память 9 июня), несмотря на многочисленные обязанности игумена, собственноручно переписал поучения аввы Дорофея вместе с «Лествицей» преподобного Иоанна. Поучения аввы Дорофея относятся не только к инокам: во все времена эту книгу читали все, кто стремился исполнить заповеди Спасителя.



 
PR-CY.ru