ДОМИНИК - Страница 4

Вскоре после этого Доминик скончался. Пишут, что на его могиле в монастыре Силос начали совершаться чудеса. В 1076 г. мощи Доминика были торжественно перенесены в главный храм монастыря, освящённый в честь св. Севастиана. Во второй половине XII в. для мощей была изготовлена драгоценная рака, украшенная эмалью (ныне в музее Бургоса). В XIII в. монастырь получил название в честь Доминика (Санто-Доминго де Силос). Его почитание быстро распространилось по всей Испании, особенно в Кастилии. К Доминику обращались с молитвой ради избавления людей, попавших в плен к маврам. По преданию, Иоанна, мать основателя монашеского ордена доминиканцев св. Доминика, вымолила рождение сына благодаря предстательству Доминика и назвала его в честь подвижника. Доминик также считался покровителем беременных женщин. До 1931 г. (упразднения монархии в Испании) монахи монастыря благословляли испанских королев и присутствовали во время родов. В настоящее время мощи Доминика покоятся в серебряной раке над главным алтарём церкви монастыря Санто-Доминго де Силос. Почитание Доминика как святого было утверждено конгрегацией обрядов в 1720 и 1733 гг. Его имя внесено в Римский Мартиролог в 1748 г. Романский собор монастыря Санто-Доминго де Силос был заложен ещё при жизни Доминика и освящён в 1088 г. Этот собор был почти полностью разобран и заменён новым, в стиле неоклассицизма (1751–1792 гг., архитектор Вентура Родригес), существующим и теперь. От старого собора сохранились лишь часть трансепта и Портал дев, ведущий в клуатр. Двухэтажный клуатр монастыря Доминика возводился в несколько этапов: северная и восточная галереи нижнего этажа – во второй половине XI в., южная и западная галереи нижнего этажа – в середине XII в., верхний этаж – в конце XII в. Декоративное убранство клуатра, особенно нижнего этажа (приблизительно 1150–1170 гг.), – один из ключевых памятников романской скульптуры. Капители покрыты тонкой, изысканной резьбой, где в растительные мотивы включены изображения животных и фантастических антропоморфных существ. Исключительным совершенством отличаются рельефы на внутренних поверхностях угловых столбов нижнего этажа (всего восемь): сцены, связанные со смертью и воскресением Спасителя («Снятие со Креста» и «Положение во гроб», совмещенное с «Воскресением», – на северо-восточном столбе; «Встреча в Эммаусе» и «Уверение Фомы» – на северо-западном; «Вознесение» и «Сошествие Святого Духа» – на юго-восточном), а также «Благовещение» и «Древо Иессеево» на юго-западном столбе, принадлежащие, как считается, другому мастеру. Из скриптория монастыря происходит много знаменитых рукописей. Коллекция мосарабских богослужебных рукописей наряду с библиотекой собора в Толедо была лучшей в мире. До XVIII в. здесь хранился знаменитый Beatus 1091 г. из Лондона с иллюстрациями, сделанными в монастыре в 1109 г. (в настоящее время в Британской библиотеке). В 1878 г. лучшие рукописи были приобретены Британской библиотекой, другие – Национальной библиотекой в Париже (в 1835 г. монастырь был закрыт и пришёл в запустение, восстановлен в 1880 г. бенедиктинцами из Солема). В монастыре до сих пор хранится мосарабский Миссал из Силоса (XI в.) – старейшая западноевропейская рукопись на бумаге. В настоящее время монастырь получил мировую известность благодаря школе григорианского пения.



 
PR-CY.ru