ДОМИНИК, Доминго де Гусман, Доминго де Калеруэга - Страница 5

В 1245 г. генеральный капитул ордена дал полномочия римскому доминиканцу Константину (впоследствии епископ Орвието) отредактировать сочинение Петра Ферранда. В 1254 г. Гумберт Римский, пятый генеральный магистр ордена, используя тексты Петра Ферранда и Константина из Орвието, составил другую редакцию биографии Доминика. Деятельности Доминика целиком посвящена вторая часть сборника «Vitae Fratrum Ordinis Praedicatorum» («Жития братьев ордена проповедников»), составленная между 1260 и 1262 гг. Жераром из Фраше на основе «Книжицы...» Иордана Саксонского и других биографий. Родриго из Серрато в работе над жизнеописанием Доминика в 1270–1282 гг. в значительной мере полагался на сведения более ранних биографов, а также, посетив родину Доминика, попытался собрать там информацию о католическом святом. В 1278 г. Этьен из Саланьяка составил панегирик ордену доминиканцев «De quatuor in quibus Deus praedicatorum ordinum insignivit» («Четыре вещи, которыми Бог отличил орден проповедников»). Последним агиографом Доминика, жившим в XIII в., был немецкий доминиканец Дитрих из Апольды. Он завершил биографию Доминика около 1298 г. Сочинение Дитриха незначительно дополнило предшествующие жизнеописания Доминика. Как приложение к сочинению Дитриха из Апольды в Италии получил широкое распространение трактат, сохранившийся под названием «Девять путей молитвы св. Доминика» (около 1280 г.). В 1314 г. трактат был включён в сборник исторических материалов, посланных инквизитором Бернардом Ги магистру доминиканского ордена Беренгару из Ландора. Важную роль для реконструкции биографии Доминика играют источники, созданные вне доминиканского ордена: «Historia Albigensis» («История альбигойцев») цистерцианского монаха Пьера из Во-де-Серне, Хроника Робера из Осера и др. Доминик изображается в белом одеянии доминиканского монаха и тёмном скапуляре (скапулярии) с капюшоном; с книгой, лилией и чётками в руках; нередко со звездой возле головы; иногда рядом с Распятием или с крестом в руках. Приписываемые Чимабуэ изображения Доминика XIII в. в монастыре Санта-Мария Новелла (Флоренция) и в базилике св. Франциска (Ассизи), а также фрески школы Джотто в церкви Сан-Доменико Маджоре (Неаполь) относятся к числу самых ранних художественных интерпретаций образа святого. Цикл сцен из жизни Доминика представлен на полиптихе Франческо Траини для церкви св. Екатерины в Пизе (1345 г., ныне в Городском музее Пизы). Серию образов Доминика создал Беато Анджелико: Доминик во славе (миниатюра из Миссала, 1428–1430 гг., Музей Сан-Марко, Флоренция), Дева Мария с Младенцем и святыми Домиником и Николаем (1437 г., Национальная галерея Умбрии, Перуджа), две фрески с изображением распятого Христа, Которому поклоняется Доминик (около 1435 г., Лувр, Париж; около 1442 г., Музей Сан-Марко), история Доминика (XV в., Епархиальный музей, Кортона) и др. Сюжет картин Педро Берругете (XV в., обе в Прадо, Мадрид) – Доминик обращает в католическую веру альбигойцев, бросающих в костёр еретические книги, и вершит суд инквизиции. В работах Джузеппе Мария Креспи (Пинакотека Брера, Милан), Доменикино (Национальная пинакотека, Болонья), Джованни Баттиста Тьеполо (церковь святых Иоанна и Павла, Венеция) и других художников часто изображается явление Богородицы, вручающей Доминику чётки – символ молитвы Розария.



 
PR-CY.ru