ДОЛЬЧИНО - Страница 3

Это могло вызвать враждебность населения, однако Статуты о создании союзов для противодействия грабителям, содержащие свидетельства о недовольстве жителей, как было доказано, оказались подделками XVII и XVIII вв. Наибольшей популярностью в настоящее время пользуется гипотеза о том, что решающую роль в изменении характера движения сыграли примкнувшие к нему горцы. Действительно, горные области всегда были источниками сопротивления наступавшим с равнины духовным и светским властям. Именно горцы могли составить ядро сопротивления военному ополчению, собранному епископом Верчелли. Изначально число сопровождавших Дольчино в Валь-Сезию должно было достигать несколько десятков человек, впоследствии оно увеличилось, по словам Анонима, до 1,4 тыс. человек. Дольчино подкреплял решимость соратников, цитируя ветхозаветные и евангельские пророчества о том, что последние сражения развернутся в горах, и что придет «с Сиона спасение Израилю» (Пс. 52:7). Идеал свободы, проповедуемый «апостольскими братьями», заключался, прежде всего, в освобождении от всех земных и социальных связей и привязанностей, а на последнем этапе – и в оправдании любых действий восставших, причём Дольчино ссылался на слова апостола Павла: «Для чистых всё чисто; а для осквернённых и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их, и совесть» (Тит. 1:15). В подобном же смысле исследователи понимают единодушно приписываемую источниками апостоликам общность жён. Женщины у апостольских братьев пользовались равными правами с мужчинами, они могли проповедовать и даже участвовали в войске Дольчино. На основании знания Ветхого Завета, который он толковал «сердцем», ересиарх объявил себя наивысшим авторитетом. Отлучения, которым папа подвергал его сторонников, по мнению Дольчино, не имели силы, а сам он обещал им полное отпущение грехов и вечное спасение. Для истребления апостоликов епископу Верчелли удалось собрать многочисленное крестоносное ополчение. Получив сведения о размерах войска, Дольчино и его сторонники ночью покинули лагерь и перебрались на соседнюю высокую гору Парете-Кальва. Здесь они провели больше года, совершая набеги на окрестные сёла. Зимой 1305/1306 гг., когда восставшим, находившимся в окружении, приходилось есть мышей, собак, конину и отваренное с салом сено, они решили совершить переход через горы. Оставив слабых и больных, они выступили 10 марта 1306 г. и перешли на неприступную гору Цебелло (позднее Рубелло) в окрестностях городка Триверо, разграбили Триверо и нападали на местных жителей. Епископ Верчелли окружил гору, но апостолики сумели разбить его войско. На вершине они построили дома и укрепления, а примерно в 1,5 км ниже вырыли колодец, соединявшийся с лагерем подземным ходом. В мае Дольчино, сделав вид, что уходит, заманил в засаду отряды епископа – их разгром позволил ему запастись припасами и взять в плен горожан, надеясь впоследствии на выкуп. Тогда епископ обратился к папе Клименту V (1305–1314 гг.) и получил от него отпущение грехов для крестоносцев и для тех, кто выплатит месячное жалованье на одного солдата для участия в походе против «апостольских братьев». Крестоносцы, построив укрепления вокруг горы Цебелло, обстреливали её, в том числе из осадных машин.

 



 
PR-CY.ru