ДОЛЬЧИНО

ДОЛЬЧИНО (ум. в 1307 г.) – ересиарх, глава секты «апостольских братьев» и связанного с ней народного движения на территории современных итальянских провинций Новара и Верчелли. Дольчино возглавил движение «апостольских братьев» после казни в июне 1300 г. его основателя и на протяжении сорока лет неформального вождя Герардо Сегарелли из Пармы. Учение апостоликов опиралось на широко распространившуюся во второй половине XIV в. ересь иоахимизма, а также на народные представления о близящемся конце света и установлении всеобщей социальной справедливости. Они проповедовали идеал евангельской нищеты, покаяние, аскетизм, отказ от собственности, любых форм труда и брака. В народе апостоликов считали монахами («братьями»), у которых были свои святые и реликвии. О жизни Дольчино до 1300 г. исследователям известно немногое. Он происходил из местности Прато-Сезия в современной провинции Новара (по другой версии, из Тронтано в местности Валь-Д'Оссола), отца Дольчино звали Джулио де Претис, мать принадлежала к роду Торньелли, владельцев соседнего замка Романьяно. Будущий ересиарх изучал грамматику, латынь и Священное Писание, т.е. в отличие от большинства адептов секты получил образование. К апостоликам Дольчино примкнул предположительно около 1290 г. В августе 1300 г. он как глава секты обнародовал послание ко всем верующим, сохранившееся до настоящего времени, как и второе послание (всего было три, содержание третьего исследователям неизвестно), в пересказе инквизитора Бернарда Ги (1316 г.). Существование таких посланий указывает на то, что Дольчино обращался не только к низам общества, но и к грамотным людям, сельским священникам и, вероятно, к зажиточным горожанам. В первом послании содержится рассуждение иоахимитского толка о четырёх возрастах, или эпохах, истории человеческого рода. Первый возраст, ветхозаветный, начинается от Адама; второй – от пришествия Христа и проповеди апостолов, это эпоха евангельской бедности и целомудрия; третий возраст связан с обмирщением церкви, он начался со времени служения папы Сильвестра I (314–335 гг.) и правления императора Константина I Великого (323–337 гг.) и характеризуется стяжанием церковниками власти и богатств. Наконец, четвёртая эпоха, предвестниками которой явились католические святые Франциск Ассизский и Доминик, начинается со времени деятельности Сегарелли и Дольчино; благодаря им должно произойти возрождение «духовной Церкви», сформированной апостоликами во главе с новым «святым папой», избранным не кардиналами, а непосредственно Богом. Этот «святой папа», которым мог быть Дольчино, отождествляется им с седьмым ангелом Апокалипсиса (Откр. 11:15). В эту эпоху на апостоликов снизойдет благодать Святого Духа, и они будут проповедовать до скончания времён. В 1300 г. Дольчино находился в Болонье и мог присутствовать при сожжении Сегарелли в Парме; затем, спасаясь от преследований, перебрался в окрестности Тренто, где встретил тёплый приём и нашёл много сторонников.

 



 
PR-CY.ru