ДОР - Страница 4

Неподалёку от Дора были также обнаружены остатки двух византийских кораблей VI в. н.э., видимо, перевозивших вина. Для христианской археологии важно открытие на берегу моря вблизи Дора паломнического комплекса византийской эпохи (раскопки проводились: Лейбовиц, 1952 г.; Дофен, 1979–1983, 1994 гг.), состоящего из благоустроенного странноприимного дома и 5-нефной 3-апсидной базилики. Как полагают исследователи, здесь также располагалась епископская резиденция (среди находок – скипетр епископа (?) из слоновой кости с завершением в виде руки, один из пальцев которой украшен перстнем, в благословляющем жесте). Начало строительства комплекса относится ко второй трети IV в. (в полу базилики найдена монета императора Констанция II – 337–361 гг.). По мнению исследовательницы, ранняя базилика была выстроена на руинах языческого святилища, относящегося к эллинистической или римской эпохе, и, просуществовав менее ста лет, была заменена новым церковным комплексом. В восточном конце южного внешнего нефа были погребены мощи двух неизвестных святых. Гробница была покрыта плитами, в одной из которых имелось отверстие с глиняной трубочкой для извлечения чудесного мира или возлияния елея, который затем паломники собирали и развозили по миру в ампулах как евлогии. Архитектурный тип паломнического святилища в Доре необычен для Палестины, но характерен для Сирии V в. Влияние сирийской традиции подтверждается и включением в структуру северного нефа баптистерия, который располагался внутри храма в соответствии с сирийским каноном второй половины V в. Тройное деление внешнего северного нефа, как полагают исследователи, соответствует описанию Кириллом Иерусалимским (середина IV в.) трёх первых стадий таинства крещения. Ожидавшие крещения стояли в темной западной части помещения, символизировавшей «область тьмы»; оттуда они двигались на восток во внутреннее помещение, где раздевались, умащались маслами и входили в крещальню. Святитель Кирилл не указывает на существование специального помещения для вторичного помазания епископом после крещения и облачения крещёных в белые одеяния, но, видимо, оно могло находиться в восточном конце северного нефа, где крещёные впервые участвовали в таинстве евхаристии и причащались (здесь помещалось возвышение – вима со ступенями к ней). В 100 м к востоку от базилики была обнаружена серая мраморная колонна с греческой надписью: «Камень со Святой Голгофы»; под надписью было выбито углубление в форме креста с квадратным отверстием посередине (исследователи полагают, что в нём помещался реликварий с кусочком камня). В комплексе была также развитая бытовая инфраструктура: жилые помещения, просторный двор с большой цистерной для воды, разнообразные служебные постройки и две сторожевые башни, видимо, служившие для защиты удалённых от города церковных построек. Находки византийского периода на территории самого Дора незначительны и свидетельствуют об упадке городской жизни. Паломнический комплекс и город были разрушены в конце VIII – начале IX вв.



 
PR-CY.ru