ДОРТСКИЙ СИНОД - Страница 4

Они сидели на специально принесённых стульях напротив всех делегатов, как бы заранее отделённые от них и признанные виновными. Они заявили, что синод не имеет права их судить, не давали никаких письменных показаний и не визировали записи своих выступлений; в ответ на вопросы председателя часто хранили молчание. Арминиане требовали, чтобы сначала была рассмотрена доктрина об осуждении, а затем уже об избрании. Разбирательство затягивалось. Через месяц на закрытой сессии синода решался вопрос, что делать дальше: уступить требованиям арминиан или «отослать их прочь и определить их мнение по их писаниям». Было принято решение в последний раз предложить им подчиниться требованиям синода. 14 января 1619 г. арминиане ответили отказом. Тогда Богерман, заявив, что синод обходился с ними со всей мягкостью, но они «лгали от начала и до конца», прогнал их с заседания. С. Епископий ответил, что «Господь рассудит нас и синод», и арминиане покинули зал. Англичане и некоторые другие делегаты были удивлены внезапным решением Богермана, т.к. они уже готовы были к роспуску синода. После ухода арминиан синод разбирал их сочинения, сконцентрировавшись на пяти статьях «Ремонстрации». Чтение и составление заключения проходило в каждом из 18 комитетов с 7 по 21 марта и с 25 марта по 16 апреля. Каноны Дортского синода, как и «Ремонстрация», состоят из пяти глав (пунктов), или «тезисов учения», разбитых на параграфы или подпункты (всего 93). В каждой главе сначала описывается кальвинистское учение по данному вопросу, затем подвергаются критике «арминианские заблуждения» с обязательными ссылками на Священное Писание. Тезисы, получившие впоследствии название пяти пунктов кальвинизма, подтвердили полную, всеобъемлющую греховность человека, безусловность его избрания, ограниченность искупления, невозможность сопротивления благодати, невозможность отпадения от веры святых (избранных). 23 апреля 1619 г. каждый «тезис учения» был подписан голландскими и иностранными делегатами, 6 мая они были официально провозглашены в Большой церкви. Статус Бельгийского исповедания и Гейдельбергского катехизиса как официальных вероисповедных документов голландской церкви был подтверждён. Арминиане были осуждены как еретики. 9 мая 1619 г. разъехались иностранные делегаты, представители голландских провинциальных синодов провели ещё 26 сессий. 14 мая по обвинению в государственной измене был обезглавлен Ян ван Олденбарневелт. Каноны Дортского синода были одобрены Реформатской церковью Франции на Национальных синодах в Алесе (1620 г.) и Шарантоне (1623 г.), став обязательными для всех реформатских священнослужителей. Другие реформатские церкви признали каноны, но не предали им вероучительного авторитета Гейдельбергского катехизиса и Бельгийского исповедания. В настоящее время каноны Дортского синода приняты в качестве одного из вероучительных документов многими протестантами: Христианской реформатской церковью в Нидерландах, Нидерландской реформатской церковью, Реформатской церковью в Южной Африке, Христианской реформатской церковью в Северной Америке и др.



 
PR-CY.ru