ДОРТСКИЙ СИНОД

ДОРТСКИЙ СИНОД, Дордрехтский синод Голландской реформатской церкви, проходивший 13 ноября 1618 г. – 9 мая 1619 г. в Дордрехте (современная провинция Южной Голландия, Нидерланды), на котором было осуждено арминианство и приняты так называемые пять пунктов кальвинизма. Причиной созыва синода стал затяжной конфликт внутри Голландской реформатской церкви между «строгими» кальвинистами и арминианами – сторонниками учения Якоба Арминия (1560–1609 гг.) по вопросам безусловного предопределения (избрания). Среди «строгих» кальвинистов не было абсолютного доктринального единства. С точки зрения сторонников супралапсарианизма (от лат. supra lapsum – до грехопадения), Бог сначала предопределил, кто будет спасён, а кто проклят, а затем произошло грехопадение как толчок к совершению дальнейших событий. Сторонники концепции инфралапсарианизма (от лат. infra lapsum – после грехопадения) полагали, что Бог сначала решил сотворить людей и позволить им согрешить, а затем постановил, кого из падших спасти, а кого осудить. Обе группы полагали, что спасение или проклятие были безусловными, и что Бог предвидит все будущие события, потому что Он задумал их изначально. Я. Арминий же считал, что Бог использует избрание, чтобы спасти тех грешников, которые покаялись и поверили во Христа. Решение спасти или осудить конкретных людей основано на предведении Бога о том, поверят ли они в Него. К 1605 г. теологические разногласия приобрели довольно серьёзные масштабы и касались как богословских, так и политических вопросов. К этому времени кровопролитная война за окончательную и полную независимость Нидерландов от Испании была ещё не закончена, как и борьба за власть внутри страны. Продолжались и споры о разделении сфер влияния церкви и государства. Граф Мориц Нассауский, статхаудер, и его сторонники считали, что мир с Испанией невозможен, пока не достигнута полная независимость. «Строгие» кальвинисты поддерживали его, надеясь добиться полной независимости церкви от государства. Ян ван Олденбарневелт (1547–1619 гг.), великий пенсионарий Голландии и Фрисландии, и его единомышленники ратовали за мир и были готовы на перемирие с испанцами. Клирики, вставшие на его сторону, в том числе и Я. Арминий со своими сторонниками, были склонны к большей терпимости в богословских вопросах и одобряли традиционную структуру, дающую гражданским властям возможность некоторым образом контролировать деятельность церкви. В 1607 г. Генеральные штаты, после неоднократных призывов арминиан созвать Национальный синод, уполномочили несколько областей прислать депутатов на конференцию по его подготовке. На конференции Я. Арминий выдвинул предложение пересмотреть на будущем синоде Бельгийское исповедание и Гейдельбергский катехизис. В 1608 г. Я. Арминий, подвергавшийся постоянным нападкам «твёрдых» кальвинистов, направил Генеральным штатам письмо с требованием формального юридического расследования сложившейся ситуации. В Верховный суд были вызваны представители враждующих сторон – Якоб Арминий и Франциск Гомар, которые должны были в письменном виде представить изложение своих взглядов Генеральным штатам.

 



 
PR-CY.ru