ДОНСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 3

Автор «Повести от древних летописных историй о чюдотворном образе пресвятыя Богородицы, нарицаемыя Донскиа, откуда и коих лет прославися и како зде во граде Коломне обретеся» (вторая половина XVII в.), созданной, как полагают исследователи, в Коломне, описывал, как перед Куликовской битвой великий князь Дмитрий слышал «близ града Коломны» «глас», предрекший ему заступничество Богоматери, а на Дону к нему присоединились казаки, преподнесшие икону Божьей Матери, поставленную им после победы в кремлёвском храме Благовещения. «Познав силу» слышанного «гласа», великий князь «повеле иконописцу образ пресвятые Богородицы Донския преписати противу того новый и послати в град Коломну и в церкви соборной поставити». Эта часть рассказа основана на исторических фактах, относящихся не к XIV, а к XVI в.: после перенесения иконы в Москву Иваном IV в Успенском соборе Коломны действительно остался её список, отмеченный в писцовой книге города 1577–1578 гг. Об этом же сообщает предание, записанное Николаем Дмитриевичем Иванчиным-Писаревым в первой половине XIX в. в Коломне: «Иоанн… видел горесть жителей, молившихся ей (Донской иконе) почти два века, и дозволил им снять с неё вернейшие списки: один для сего храма (Успенского собора) и другой для крепостных Спасских ворот, через которые она была вынесена из города». С воцарением Петра I обороне южных границ России стало придаваться большее значение; почитание Донской иконы вновь возросло. С её заступничеством связывали взятие Азова в 1696 г. В конце XVII – начале XVIII в. было составлено несколько Слов и поучений на празднование чудотворной Донской иконы, самые известные из которых – «Поучение» Димитрия Ростовского и «Слово» Стефана (Яворского), написанное по случаю взятия Нарвы Петром I в 1704 г.; появились повести, близкие по содержанию к «Слову» архимандрита Антония. В одной из них (написана на бумаге XIX в.) излагается версия о принесении иконы в Благовещенский собор великим князем Дмитрием Ивановичем непосредственно «из Дону». Сказание о Донской иконе в традиционном варианте XVII в. включено в рукописный сборник, составленный сторожем Благовещенского собора Симеоном Моховиковым в 1715–1716 гг., где помещена также гравюра Григория Павловича Тепчегорского. До настоящего времени дошло несколько ранних списков Донской иконы. Древнейший из них, близко повторяющий оригинал и датируемый концом XIV в., в серебряном золочёном окладе был вложен в Троице-Сергиев монастырь, как полагают исследователи, князем Владимиром Андреевичем Храбрым (икона неизвестного происхождения московского письма начала XV в.). Список второй половины XVI в., созданный для Успенского собора Коломны, был на «беле» (светлом фоне), оклад на эту икону сделан при Коломенском епископе Давиде (1571–1580 гг.).

 



 
PR-CY.ru