ДОНСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ

ДОНСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ (празднование 19 августа) – чудотворный образ XIV в. Почиталась в Благовещенском соборе Московского Кремля. После раскрытия из-под записей Григорием Осиповичем Чириковым в 1914–1919 гг. поступила в Исторический музей; с 1930 г. хранится в Третьяковской галерее. Икона двухсторонняя (размер 86х68 см): на лицевой стороне – образ Богоматери с Младенцем, на обороте – Успение Пресвятой Богородицы. В нижней части иконной доски находится углубление для св. мощей, закрытое воском после реставрации. Донская икона – один из вариантов иконографического типа «Умиление», представляет поясное изображение Богоматери с Младенцем Христом, сидящим на Её правой руке. Особенность извода Донской иконы – согнутые в коленях обнажённые ножки Младенца, поставленные на запястье левой руки Богоматери. Левой рукой Она касается спадающих складок одежды Сына. Христос правой рукой двуперстно благословляет, в левой руке, опущенной на колено и прикрытой гиматием, держит свёрнутый синий свиток. Мафорий Богоматери коричневый с золотыми каймой и бахромой, чепец и зарукавья хитона ярко-синие. Охряные хитон и гиматий Младенца покрыты густым золотым ассистом, на левом плече – широкая синяя полоса клава. Нимбы и фон изначально были золотые. Близкие к Донской иконе варианты «Умиления» встречаются в византийском искусстве. Её возможный прототип – мозаичный образ Богоматери в кафоликоне монастыря Хора (Кахрие-джами) в Константинополе, около 1316 – 1321 гг. До 1980 гг. Донскую икону атрибутировали как работу Феофана Грека на основании стилистического сходства с образом Богородицы из Деисусного чина Благовещенского собора, который также приписывался Феофану Греку согласно летописной записи 1405 г. о «подписи церкви Благовещения Феофаном Греком, старцем Прохором с Городца и чернецом Андреем Рублевым». Валентина Ивановна Антонова выдвинула гипотезу о связи Донской иконы с фресками Феофана Грека в Успенском соборе Коломны и датировала её годом их создания (1392 г.), а перенесение Донской иконы из Коломны в Москву – 1591 г. По мнению Игоря Александровича Кочеткова, Донская икона является копией, выполненной Феофаном Греком для Благовещенского собора Московского Кремля в 1390 гг., с некой несохранившейся иконы из Успенского собора Коломны. В 1980 гг. атрибуция Донской иконы и Деисуса Благовещенского собора Феофану Греку была подвергнута сомнению из-за данных исторических источников о том, что после опустошительного пожара 1547 г. в Благовещенский собор привезены древние иконы из других городов, а Донская икона появилась в нём между 1552 и 1563 гг. Однако особенности иконографии и стилистики, высокое художественное качество Донской иконы по-прежнему позволяют исследователям датировать памятник 1380–1390 гг. и связывать его с благовещенским Деисусом, автора которого отождествляют с Феофаном Греком или с неким мастером его круга.

 



 
PR-CY.ru