ДОМЕНТИАН - Страница 2

В символическом рассказе о путешествиях Саввы Доментиан сообщает подробные сведения о Святой Горе, её монастырях, скитах и жизни отшельников, впервые подробно излагает историю строительства Хиландара. Повествование об учителе Доментиан обогащает как преданиями, так и личными впечатлениями, которые он вложил в уста других персонажей, например, духовного отца Саввы старца Макария, Иерусалимского патриарха Афанасия и др. Из сохранившихся рукописей Жития св. Саввы наиболее близким к оригиналу считается список, датируемый 1600–1610 гг. Житие преподобного Симеона Доментиан составил, используя треть текста Жития св. Саввы, 438 строк Жития преподобного Симеона, написанного в 1216 г. старшим братом св. Саввы королём Стефаном Первовенчанным, и текст похвалы князю Владимиру, заимствованный из «Слова о законе и благодати» Киевского  митрополита Илариона. Древнейшие рукописи Жития св. Саввы: монаха Миха третьей четверти XIV в., монаха Марка 1370, 1380–1390 гг. Доментиану, как полагают исследователи,  принадлежит текст первой выходной записи в «Шестодневе» Иоанна, экзарха Болгарского, с перечислением светских и церковных властей и похвалой королю Урошу, в которой Доментиан, употребляя разговорные языковые формы, от первого лица сообщает, что он «с великым трудом и с великов печалию, и с великов нищетов – яко Господь весть, и своов душов заложив, добых сих книг», которые предназначает в поминание после смерти. Исследователи отмечают, что сочинения Доментиана отличаются монументальностью и панегирическим стилем. В лице Сербских святых автор прославляет Божественный Промысл о Сербии как о Новом Израиле. Приводя многочисленные сравнения св. Саввы с личностями Ветхого Завета (Исаак, Иоанн Креститель, Авраам, Иосиф, Авель, патриарх Иаков, пророк Исаия), Доментиан подчёркивает ущербность этих сравнений по отношению к Савве как причастнику новозаветной благодати. Основываясь на сходстве событий, автор сравнивает сербского первоучителя с Моисеем, первым законодателем и религиозным вождём своего народа. Для создания идеального образа «святой двоицы», Симеона и Саввы, Доментиан использует гимнографические тексты в честь апостолов Петра и Павла. Вершиной идеального образа подвижника в его представлении является догматически обоснованное уподобление Богу, поэтому столь многочисленны сопоставления св. Саввы с Христом. В молитве Саввы к преподобному Симеону о возобновлении мироточения из раки с его мощами духовное единение Саввы с отцом уподобляется внутрибожественному единству, являясь идеальным прообразом отношений в церковной иерархии. Три представителя династии Неманичей (преподобный Симеон, св. Стефан Первовенчанный и св. Савва) сравниваются со Святой Троицей.

 



 
PR-CY.ru