ДОДО ГАРЕДЖИЙСКИЙ - Страница 3

После разборки кирпичной кладки на полу северного рукава церкви показался обозначенный слегка процарапанным контуром прямоугольник, размерами соответствующий раке преподобного Давида. В юго-западной части было обнаружено высеченное в полу небольшое углубление (70х30 см, глубина 35 см) с мощами Додо Гареджийского. Стало очевидно, что рака была создана позднее, для её устроения был частично расширен и переделан северный рукав церкви. 6 августа, после вскрытия раки и явления мощей Додо Гареджийского, в Гареджи прибыл католикос-патриарх Илия II и отслужил молебен. На основе проекта (автор Т. Беридзе), выполненного в Отделе охраны и поиска святынь Грузинской патриархии, была создана каменная рака малых размеров в виде саркофага, куда были положены мощи Додо Гареджийского. Её поместили в северо-восточный рукав Преображенской церкви и таким образом перекрыли полость, созданную при перенесении мощей Додо Гареджийского в 1880 г. Исследователи предполагают, что Додо Гареджийский изображён в росписи диаконника главного храма монастыря Удабно в Гареджи, созданной местными мастерами в X в.; в житийном цикле преподобного Давида Гареджийского рядом с преподобными Давидом и Лукианом, в сцене обретения воды, а также в сцене, где изображён поднимающийся по лествице гареджийский пустынник, у которого на боку корзина с другим монахом. Считается, что это изображение символизирует уход Додо Гареджийского из Давидгареджийского монастыря вместе с другими монахами для основания Додос Рка. Согласно Житию, на могиле Додо Гареджийского находилось его изображение, на стене – роспись на сюжет о вознесении его души ангелами (Памятники древнегрузинской агиографической литературы), что подтверждают и сведения участника перенесения мощей в 1880 г. М.П. Сабинин писал, что, когда они поднялись в монастырь преподобного, с трудом нашли погребальную церковь Додо Гареджийского, «которая была целиком заполнена песком и илом. Сначала стали чистить, после чего появилась могила преподобного Додо, на которой был нарисован образ в арке обёрнутого в мантию преподобного». Плита была разбита при перезахоронении мощей и утрачена. Исследователи полагают, что она относилась к более позднему периоду, т.к. жизнь в монастыре Додос Рка не прекращалась до конца XVIII в. В алтарной конхе церкви-усыпальницы Додо Гареджийского сохранилась роспись «Слава Христа» (IX в.), до 1920 гг. в верхней части северной стены ещё было видно симметричное изображение всадников, великомучеников Георгия и Феодора Стратилата, внизу – образы трёх старцев, Додо Гареджийского и других гареджийских подвижников. Известны две иконы с изображением Додо Гареджийского в виде старца с длинной белой бородой, в чёрном с крестами облачении схимонаха и в куколе: вместе с преподобным Давидом на иконе из иконостаса предположительно середины XVIII в. (происхождение неизвестно, Государственный музей искусств Грузии) и вместе с тремя сирийскими отцами: преподобными Иоанном Зедазнийским, Шио Мгвимским и Давидом Гареджийским, на иконе XIX в. (Государственный музей искусств Грузии).



 
PR-CY.ru