ДОВМОНТ, Тимофей - Страница 8

В правление царя и великого князя Ивана IV Васильевича Грозного в 1560 г. был отлит колокол, в надписи на котором упоминался Довмонт. В 1567 г. в Пскове был построен посвящённый князю храм. Почитание князя-победителя приобрело особую актуальность в период Ливонской войны (1558–1583 гг.). Довмонту посвящены главы 11 и 12 девятой степени составленной в начале 1560 гг. «Степенной книги...». Здесь о мнимом кровном родстве Довмонта с Войшелком и Миндовгом, описаны принятие Довмонтом христианства в Пскове, его победы над ливонскими немцами и над крестоносцами. Покровительство Довмонта, как полагали современники, помогло жителям Пскова во время осады города войсками короля Стефана Батория в 1581 г. (пскович кузнец Дорофей видел Довмонта в числе других Божьих угодников, молившихся вместе с Пресвятой Девой за спасение города). В конце XVI в. имя Довмонта было включено в синодик патриарха Иова (1589–1605 гг.), широко распространённый в списках, особенно старообрядческих. Составитель «Нового летописца» приписывает «милости же Живоначальные Троицы и Псковских чюдотворцов Всеволода и Доманта» неудачу войск шведского короля Густава Адольфа Вазы во время осады Пскова в 1613 г. В конце XVII в. зафиксировано почитание князей Довмонта и Всеволода (Гавриила) в Сибири и на Дальнем Востоке, возникшее там, вероятно, благодаря выходцам из Псковской земли. В конце 1680 гг. была создана «Повесть о чудеси святых благоверных великих князей Всеволода и Довманта, во святом крещении нареченных Гаврила и Тимофея, Псковских чудотворцев». В основу «Повести...» положен рассказ, записанный в 1689 г. в Якутском остроге, о чудесном явлении казакам в 1679 г., во время похода по рекам Амур и Уда для соболиного промысла и сбора дани, два вооружённых всадников на белых конях – Довмонта и князя Всеволода. Святые князья рассказали казакам о судьбе Албазинского острога в 1685–1687 гг., во время будущей войны с Китаем. 20 мая 1899 г. в Пскове торжественно праздновалось 600-летие кончины Довмонта. Известна одна редакция службы Довмонту (полиелейной), встречающаяся в рукописных и печатных Минеях и сборниках конца ХVI – XVII в. К рукописной близка служба Довмонту в современной печатной Минее. Списки службы имеют текстуальные расхождения, на основе которых выделяются два вида текста: первый вид (более ранний) читается в списках Российской национальной библиотеки, второй вид читается в списках Пушкинского Дома. Второй вид службы отличается от первого преимущественно стилистически: содержит более длинные ряды эпитетов, относящихся к князю, некоторые темы и образы развиты подробнее. Несмотря на отсутствие в службе надписания о наличии акростиха, в каноне читается краегранесие, указывающее на время создания службы. Акростих складывается по первым словам тропарей канона и читается следующим образом: «В царство благочестиваго христолюбиваго царя, всея Росии самодръжца Феодора благословением святейшаго патриарха Иева всея Росии» (если в первых двух песнях канона использовать первое слово только первого тропаря, акростих будет иметь более краткий вид: «В царство царя Феодора благословением святейшаго патриарха Иева всея Росии»). Акростих читается в первом виде службы, во втором виде теряется слово «Феодора».

 



 
PR-CY.ru