ДОВМОНТ, Тимофей - Страница 13

Памятники с изображением Довмонта за пределами Псковской земли встречаются редко, хотя, как показывает составленная в конце XVII в. «Повесть о чудеси святых благоверных великих князей Всеволода и Доманта…», их имена были известны даже на Дальнем Востоке, среди албазинских казаков (возможно, псковского происхождения). Как полагают исследователи, распространение иконографии Довмонта в других регионах было связано с заказчиками и мастерами – выходцами из Пскова. Судя по форме бороды, Довмонт изображён среди молящихся князей на иконе Божьей Матери «Моление о народе» второй половины XVI в. из Оружейной палаты Московского Кремля (Исторический музей), однако наличие шапки не позволяет исследователям настаивать на этой гипотезе. Отсутствием традиционных признаков иконографии святого отличается миниатюра «Родословное древо русских князей» из синодика Ярославского Преображенского монастыря 1656 г. (Ярославский музей): у основания древа представлены равноапостольные Владимир и Ольга, на ветвях – св. князья Борис и Глеб, Довмонт и Всеволод, Михаил Черниговский и его боярин Феодор. Довмонт показан в шубе, шапке, с пышными волосами и округлой бородой (иконографические признаки князя Всеволода также не вполне соответствуют традиции). Однако в ярославском искусстве XVII в. был известен и более соответствующий традиции облик Псковского князя. Вместе с русскими князьями (как полагают исследователи, между князьями Всеволодом и Александром Невским) Довмонт показан на нижнем поле житийной иконы благоверных князей Василия и Константина Ярославских второй половины XVII в. из Успенского собора в Ярославле (Ярославский музей): у него длинные волосы с проседью и борода, большая лысина, на плечах шуба, в левой руке меч. Примеры изображения Довмонта (в числе других русских князей) в монументальной живописи XVII в. – роспись юго-западного столпа церкви Николая Чудотворца (Николы Надеина) в Ярославле 1640 г. (на северо-западном столпе представлен князь Всеволод), а также роспись второго южного столпа Успенского собора Троице-Сергиевой лавры 1684 г. В Новое время образ Довмонта включался в композиции с изображением русских князей. Так, на иконе «Образ всех святых Российских великих князей, княгинь и княжон рода царского» 1860 гг. (собор во имя равноапостольного князя Владимира в Санкт-Петербурге) он представлен на крайнем правом клейме во втором регистре, прямолично, в шубе, с непокрытой головой, с характерными физиогномическими признаками. Изображения Довмонта и княгини Марии были включены в программу росписи 1870 гг. придела князя Александра Невского храма Христа Спасителя в Москве. Среди подвижников XIII в. Довмонт присутствует в стенописи галереи русских святых, ведущей в пещерную церковь Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись конца 1860 – 1870 гг. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 1970 гг.). В составе Собора русских чудотворцев поясные или погрудные изображения Довмонта (в шубе, с округлой бородой средней величины и волнистыми волосами, рядом с князем Всеволодом Псковским) имеются в группе князей во втором ряду справа на старообрядческих поморских иконах: конец XVIII – начало XIX вв. (Музей изобразительных искусств Республики Карелия), 1814 г. письма Петра Тимофеева из собрания Церковно-археологического музея Санкт-Петербургской духовной академии (Русский музей), первой половины XIX в. из деревни Чаженьга Каргопольского района Архангельской области (Третьяковская галерея).

 



 
PR-CY.ru