ДОВМОНТ, Тимофей - Страница 12

В паре с князем Всеволодом (на втором после него месте) Довмонт представлен в других псковских произведениях: на серебряной цате второй половины XVI в. (Псковский музей) с гравированным Деисусом (к ногам Иисуса Христа на престоле припадают Псковские преподобные Евфросин и Савва Крыпецкий); в деисусной композиции в верхней части складня конца XVI в. из частного собрания (в центре поясной образ Николая Чудотворца, на створках великомученики Георгий и Димитрий; за князем Всеволодом и Довмонтом, как полагают исследователи, преподобные Евфросин Псковский и Савва Крыпецкий); на иконе из деисусного чина XVII в. церкви Сергия Радонежского в Изборске (в надписи святой назван Тимофеем). Существовали и отдельные парные иконы князя Всеволода и Довмонта. Так, образ благоверных князей в молении Святой Троице находился в посвящённой им часовне в деревне Шитики Островского уезда Псковской губернии (поставлена на месте, где, по преданию, отдыхал Довмонт с войском), в 1840 гг. Во второй половине XVI – XVII вв. образ Довмонта изредка включался в состав более сложных композиций. На клейме иконы «Походная церковь» третьей четверти или последней трети XVI в. работы псковского мастера (Тверская картинная галерея, из церкви Пресвятой Троицы («Белой Троицы») в Твери) Довмонт представлен вместе с князьями Владимиром, Борисом и Глебом, княгиней Ольгой и князем Всеволодом. Образы псковских князей, к числу которых относится и равноапостольная Ольга, включаются в историю православной Руси, олицетворяемую изображением равноапостольного князя Владимира и его сыновей. Довмонт, не принадлежащий к числу прямых сродников московского царского дома, представлен на заднем плане, после святых Всеволода и Ольги (показаны вместе как основатели псковского Троицкого собора), без шубы, что свидетельствует об ориентации мастера на древнейшие образы. В XVII–XVIII вв. Довмонт изображается среди святых – заступников Пскова на иконах «Видение старца Дорофея», основанных на тексте «Повести о прихождении Стефана Батория на Псковскую землю», посвящённых чудесному избавлению Пскова от осады польскими войсками в 1581 г. В этих произведениях изображена Богородица, беседующая с преподобными Антонием Печерским, Корнилием Псково-Печерским, Нифонтом Новгородским, Николаем Саллосом, равноапостольным князем Владимиром, князем Всеволодом и Довмонтом (Псково-Покровская икона Божьей Матери первой половины XVII в., раньше – в церкви Покрова Богородицы от Пролома, в настоящее время – в Троицком соборе Пскова; икона XVIII в., Псковский музей). Сведений о других псковских произведениях с изображением Довмонта сохранилось немного. Так, в соборе псковского Иоанно-Предтеченского монастыря под Смоленской иконой Божьей Матери XVII в. находились изображения Довмонта, князей Всеволода и Александра Невского, преподобной Параскевы, схимницы Марфы (супруги Довмонта) и равноапостольной княгини Ольги, как полагают исследователи, XVIII–XIX вв. В 1885 г. для притвора псковского храма великомученика Георгия «со Взвоза» были созданы иконы Довмонта, князей Всеволода, Александра Невского, равноапостольной княгини Ольги, Николая Чудотворца и апостола Иоанна Богослова.

 



 
PR-CY.ru