ДОВМОНТ, Тимофей - Страница 11

Хотя на воспроизведениях Мирожской иконы Божьей Матери в дореволюционных изданиях видны фигуры Довмонта и княгини Марии (коленопреклонённых, в горностаевых мантиях и княжеских коронах), на немногочисленных списках (прежде всего, на иконах с изображением свода чудотворных икон Богоматери) они, как правило, отсутствуют. Исключением является икона XIX в., в 1897 г. подаренная Киевским митрополитом Платоном (Городецким) в Церковно-археологический музей Киевской духовной академии (в настоящее время в собрании Киево-Печерского музея-заповедника). Как полагают исследователи, кроме иконы из Мирожского монастыря в Пскове существовали и другие донаторские портреты князя, который, как следует из распространённой редакции Повести о Довмонте, построил в городе несколько храмов, в том числе церковь во имя его патронального святого – мученика Тимофея Газского (каменный храм, согласно Повести, украшенный росписями, был выстроен в 1373 г.). Прославление Мирожской иконы Божьей Матери во второй половине XVI в., когда Василием (Варлаамом) было составлено Сказание об истечении слёз от образа Богородицы в 1567 г., по мнению исследователей, привело к усилению местного почитания Довмонта, его образ на этой иконе послужил основой для новых произведений, чья зависимость от древнего прототипа подтверждается изображением святого в плаще, а не в шубе, более типичной для княжеской иконографии позднего Средневековья. Среди этих памятников выделяется крупная икона из собрания Александра Ивановича Анисимова (Третьяковская галерея), которая, как полагают исследователи, происходит из псковского Троицкого собора. Довмонт представлен в рост, в молении Святой Троице в сегменте, черты его лика, одеяние, а также формула надписи указывают на прямое копирование образа князя на Мирожской иконе Божьей Матери. За спиной Довмонта изображена его жена княгиня Мария, которая в отличие от изображения на иконе из Мирожского монастыря показана в монашеских одеждах и названа «во иноцех» Марфой (после смерти мужа постриглась в Иоанно-Предтеченском монастыре Пскова и там скончалась). По сообщению Николая Фомича Окулича-Казарина, в Троицком соборе Пскова находилась древняя икона Довмонта в серебряном басменном окладе (размер 1 аршин 3,5 вершка х 1 аршин), как полагают исследователи, имелась в виду именно икона, в настоящее время находящаяся в собрании Третьяковской галереи (размер 92х72,4 см). Другой пример воздействия Мирожской иконы на иконографию Довмонта – изображение на панагии конца XVI в. (Псковский музей), где по сторонам Божьей Матери «Воплощение» в рост представлены князь Всеволод и Довмонт (Довмонт – слева от Богородицы, на менее почётном месте). Это произведение – один из примеров парного изображения святых, основанного на их принадлежности к лику благоверных князей, погребении в одном храме – Троицком соборе, а также почитании как защитников города – «своего достояния» и «дома Святой Троицы» от врагов.

 



 
PR-CY.ru