ДИССИДЕНТЫ - Страница 10

В 1973 г. велась подготовка к принятию Основ законодательства СССР и союзных республик о народном образовании, в которых содержались положения, обязывающие родителей, в том числе верующих, воспитывать детей в коммунистическом, т.е. атеистическом, духе. Используя объявленное властями «всенародное обсуждение» подготавливаемого закона, Глеб Якунин, В.А. Капитанчук и Ф.В. Карелин направили в адрес Верховного Совета СССР свои возражения, указывая на противоречия положений готовящегося закона основным нормам советского законодательства, признающего право на религиозные убеждения. Это и другие обращения не имели результата. Основы законодательства были приняты без изменений и впоследствии послужили поводом для преследования верующих, лишения их родительских прав (подобная практика применялась обычно в отношении членов незарегистрированных религиозных общин баптистов). С религиозно-правозащитной оказалась тесно связанной духовно-просветительская деятельность. Вследствие действий властей, подвергавших преследованиям как диссидентов, так и сторонников духовного просвещения, подобное религиозно-нравственное просветительство нередко отождествляется с диссидентством. Одной из форм духовного просвещения стала проповедническая деятельность ряда известных священников, таких как Всеволод Шпиллер, Александр Мень, Димитрий Дудко. Наиболее активную общественную позицию занимал священник Дмитрий Дудко, который несколько раз выражал солидарность с правозащитниками, подписывал их коллективные послания. Представители властей расценивали деятельность священника как антисоветскую, принуждали переводить его с прихода на приход. Другой формой религиозно-просветительской деятельности была организация семинаров по изучению православия. По причине последующих репрессий против его участников наибольшую известность получил Христианский семинар, основанный в 1974 г. Александром Иольевичем Огородниковым, считавшим своим духовным отцом Дмитрия Дудко. Семинар также был связан с пребывавшим уже тогда за границей А.Э. Левитиным-Красновым. Большинство членов семинара жили в Москве и Подмосковье. Ленинградским представителем семинара стал Владимир Пореш, смоленским – Татьяна Щипкова. В выпускавшемся семинаром в самиздате журнале «Община» присутствовали материалы о преследовании верующих разных конфессий. Летом 1976 г. А.И. Огородников направил два открытых письма Генеральному секретарю Всемирного Совета Церквей (ВСЦ) Филиппу Поттеру, в которых среди причин создания Христианского семинара называлось отсутствие возможности воцерковлённой молодёжи служить делу религиозного просвещения в рамках РПЦ. Этот упрёк об отсутствии в РПЦ «деятельной религиозной общины» был созвучен критическим выступлениям диссидентов против Московской патриархии. После ареста А.И. Огородникова в 1978 г. Христианский семинар возглавил Л.Л. Регельсон. С середины 1970 гг. деятельность диссидентов в религиозной сфере активизируется. В 1974–1975 гг. Глеб Якунин и Л.Л. Регельсон выступили с рядом совместных обращений. Наибольший международный резонанс имело их обращение к пятой Ассамблее ВСЦ в Найроби (Кения) в ноябре-декабре 1975 г.

 



 
PR-CY.ru