ДИССИДЕНТЫ - Страница 7

Б.В. Талантов писал об административном насильственном характере массового закрытия церквей в 1959–1964 гг. При этом в его письме к патриарху содержался упрёк, что «епископы (за исключением немногих) полностью устранились от какой-либо борьбы за законные права верующих» и даже «полностью поддерживают каждое мероприятие гражданских властей, направленное против Церкви». Впоследствии в самиздате получили распространение работы Б.В. Талантова, в которых Московская патриархия подвергалась ещё более резкой критике за недопустимое, на взгляд автора, приспособленчество к безбожной власти. Борис Талантов, арестованный в 1969 г. и скончавшийся в тюремной больнице, был канонизирован Русской православной церковью за границей (в 1981 г.). В 1967 г. на Западе было опубликовано письмо к патриарху Алексию находившегося на покое архиепископа Ермогена с прилагаемой докладной запиской о правовом положении церкви, духовенства и религиозных объединений «К пятидесятилетию восстановления Патриаршества (Историко-каноническая и юридическая справка)». Эту справку предлагалось представить в Юридическую комиссию при Правительстве СССР для преодоления «серьёзных ненормальностей» во взаимоотношениях церковного управления и Совета по делам религий, являвшихся, в свою очередь, результатом «неясности во взаимоотношениях Церкви и государства». В частности, архиепископ Ермоген указывал на активное вмешательство Совета в архиерейские назначения, замечая, что «законы нашей страны не лишают религиозные объединения права избирать себе религиозных руководителей, и этим правом пользуются евангельские христиане-баптисты». В силу равенства перед законом религиозных объединений всех культов в отношении своих прав и обязанностей, писал архиепископ Ермоген, «не должно быть препятствий со стороны гражданских властей к избранию и наших епископов». Различные по форме и целям обращения к высшей церковной власти с требованиями большей решимости в защите прав верующих диссидентов были восприняты как начало «внутрицерковного сопротивления» в РПЦ. Стараниями диссидентов тема гонений на церковь в Советском Союзе стала постоянно присутствовать в западных публикациях об СССР, причём в большинстве статей этому сопутствовали необоснованные обвинения Московской патриархии и епископата в попустительстве врагам церкви и соучастии в её разрушении. Московская патриархия, находившаяся под пристальным вниманием Совета по делам религий, вынуждена была помимо осуждения неканонических форм «открытых писем» и иных выступлений с критикой священноначалия осуждать их и как «клевету на государственные органы». Одновременно отмечалось, что «клеветнические обвинения в адрес Высшей Церковной Власти могут быть использованы враждебно относящимися к нашей Церкви и Отечеству некоторыми зарубежными кругами во вред Церкви и нашей Родины». Подготовка после кончины патриарха Алексия I поместного Собора РПЦ 1971 г. вызвала новые обращения в адрес высшей церковной власти. На поместный Собор поступило обращение, подписанное священником Николаем Гайдановым и мирянами Л.Л. Регельсоном, В.А. Капитанчуком и Ф.В. Карелиным.

 



 
PR-CY.ru