ДИССИДЕНТЫ - Страница 6

Главный обличительный пафос открытого письма к патриарху был направлен против священноначалия РПЦ. Говоря об активном административном вмешательстве Совета по делам РПЦ в церковную жизнь, авторы письма делали вывод, что «подобное положение в Церкви могло сложиться лишь вследствие попустительства Высшей Церковной власти». Прямым оскорблением по отношению к епископату РПЦ, прошедшему в прошлом через жестокие гонения, звучал призыв «решительными действиями искупить свою тяжкую вину перед Русской Церковью». Авторы открытого письма предлагали патриарху и Синоду следующее: отказаться выполнять незаконные распоряжения Совета по делам религий; ходатайствовать перед Правительством СССР о немедленном возвращении всех храмов, монастырей и духовных школ, закрытых в 1964–1965 гг., о прекращении обязательной регистрации крестин и других церковных треб, о восстановлении права священников беспрепятственно совершать требы на дому и панихиды на кладбищах, о недопущении принудительного удаления детей от церкви и вмешательства «мирских начальников» в поставления духовенства; немедленно созвать Архиерейский Собор для отмены решений Архиерейского Собора 1961 г.; начать подготовку к созыву поместного Собора и принять меры, чтобы он «не оказался послушным орудием в руках нецерковных сил». Подобная программа в условиях середины 1960 гг. была совершенно утопична, попытки её реализации могли привести лишь к прямому конфликту с властями и резкому ухудшению положения церкви. Поскольку Глеб Якунин и Николай Эшлиман сами привлекли к своей декларации внимание светских властей, священноначалие РПЦ было вынуждено принять против них меры церковного прещения, поскольку в противном случае репрессии могли быть направлены уже не только против авторов обращений, но и против РПЦ в целом. 24 декабря 1965 г. патриарх Алексий I предписал Крутицкому митрополиту Пимену (Извекову, впоследствии патриарх) указать находящимся под его началом иереям на незаконность и порочность их действий, направленных на соблазн церкви, и представить в докладе о них «особое суждение». Митрополит Пимен вызвал авторов обращений и довёл до их сведения резолюцию патриарха. При этом Совет по делам религий счёл действия архиерея мягкими и пособническими по отношению к Глебу Якунину и Николаю Эшлиману, в связи с чем митрополиту Пимену позже пришлось давать объяснения. Ввиду отказа Глеба Якунина и Николая Эшлимана раскаяться и прекратить деятельность, определённую как «вредную для Церкви», в мае 1966 г. они были запрещены в священнослужении и выведены за штат. Репрессий со стороны гражданских властей против них тогда не последовало. В условиях, когда большинство архиереев, пастырей и прихожан принимали все меры, чтобы уберечь храмы от закрытия, письмо Глеба Якунина и Николая Эшлимана серьёзно осложнило их положение, сыграв, по существу, провокационную роль в ужесточении позиций органов власти по отношению к церкви. В 1966 г. Б.В. Талантовым были подготовлены подписанные ещё 11 мирянами Кировской епархии открытые письма о бедственном положении православной церкви в их области, направленные патриарху Алексию и в газету «Известия».

 



 
PR-CY.ru