ДИССИДЕНТЫ - Страница 5

В наиболее трудный для верующих период конца 1950 – начала 1960 гг. будущие диссиденты, как правило, активно поддерживали Н.С. Хрущёва в борьбе с культом личности И.В. Сталина, не обращая внимания на антирелигиозную кампанию, а иногда и участвуя в ней (например, активный участник диссидентского движения Лен Вячеславович Карпинский в то время возглавлял работу по «антирелигиозному штурму» в ЦК ВЛКСМ). Только после устранения Н.С. Хрущёва от власти и воспринятого как «ресталинизация» отказа властей от либеральных тенденций разворачивается деятельность гражданских правозащитников, бравших на себя и защиту прав верующих. Впрочем, к тому времени хрущёвская антирелигиозная кампания закончилась, и положение церкви сравнительно стабилизировалось. Декларируемое новыми руководителями СССР после устранения Н.С. Хрущёва «преодоление субъективизма и администрирования», некоторое смягчение позиции государства по отношению к верующим вызвали определённые надежды на возможность отмены принятых ранее решений, ущемлявших права церкви. Летом 1965 г. Калужский архиепископ Ермоген (Голубев) подал обращение на имя патриарха Алексия I. В обращении, подписанном ещё семью архиереями, поднимались вопросы о негативных последствиях изменений в приходском управлении, принятых Архиерейским Собором 1961 г.; указывалось, что те юридические акты, на основании которых власти принудили Собор изменить порядок приходского управления, были изданы до принятия в 1936 г. Конституции СССР и вошли в противоречие с декларируемым ею принципом равноправия граждан. В связи с негативной реакцией властей на обращение архиепископа Ермогена он был уволен на покой. Хотя написанное им заявление не было открытым, его содержание стало известно общественности. Наибольший же отклик вызвало открытое письмо, подписанное священниками Московской епархии Глебом Якуниным и Николаем Эшлиманом. Первоначальный вариант текста был составлен А.Э. Левитиным-Красновым, впоследствии его переработал Николай Эшлиман при участии мирян Георгия (Юрия) Михайловича Эдельштейна (впоследствии протоиерей), Льва Львовича Регельсона, Феликса Владимировича Карелина и Виктора Афанасьевича Капитанчука. Глеб Якунин ограничился высказыванием ряда общих идей. Предполагалось, что письмо станет своего рода соборным обращением к патриарху архиереев, иереев и диаконов. Однако архиепископ Ермоген, которому составители послания предложили передать его патриарху, заявил, что священнослужитель не может в подобной форме обращаться к священноначалию. Отказались поставить подписи и 15–20 иереев, участвовавших в обсуждении проекта обращения. Открытое письмо к патриарху Алексию I от 23 ноября 1965 г. (приложение датировано 13 декабря) было адресовано в копиях всем архиереям РПЦ. Всего было размножено и разослано около сотни экземпляров. Глеб Якунин и Николай Эшлиман также направили датированные 15 декабря 1965 г. заявления Председателю Президиума Верховного Совета СССР Николаю Викторовичу Подгорному, Председателю Совета Министров СССР Алексею Николаевичу Косыгину и Генеральному прокурору СССР Роману Андреевичу Руденко с протестом по поводу нарушений руководителями и уполномоченными Совета по делам РПЦ (с декабря 1965 г. соединён с Советом по делам религиозных культов и назван Советом по делам религий) действовавшего в СССР законодательства, а также в связи с массовым незаконным закрытием монастырей и храмов в 1961–1964 гг.

 



 
PR-CY.ru