ДАМИАН, Диомид Иерофеевич - Страница 5

На образе близкой иконографии начала XIX в. из Черновицкой области (Киево-Печерский заповедник) святой изображён в верхнем ряду вторым справа, тоже с куколем на плечах (надпись: «Прп(д) Диодор Каргопо(л)»). Исследователям ничего не известно о разработке его иконографии в Соловецком монастыре. Они читают более вероятным, что она создавалась на землях Каргополья, Белоозера, где в ХVII в. работало много талантливых иконописцев. Особенно Дамиана почитали в Юрьегорском монастыре и его окрестностях (в бассейне реки Онеги, в районе Кенозера и Водлозера). Опись монастыря 1765 г. упоминает в алтаре Троицкого храма пядничный «образ преподобного Диодора Чудотворца», следовательно, к этому времени на иконах его именовали «чудотворцем». Несколько икон с изображением Дамиана перечисляется в Главной описи церковного и ризничного имущества Юрьегорской Троицкой церкви Онежского уезда за 1907 г. Все они были написаны в ХIХ в. после пожара 1790 г. и восстановления храмов обители. Церковь во имя Святой Троицы была вновь построена в 1803 г., а в её трапезе – тёплый храм преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Под церковью с южной стороны была устроена часовня для гробницы Дамиана, «почивающего под спудом». В часовне «над гробом преподобного Диодора... гробница деревянная, строена в меру возраста человеческаго, на верхней стороне коей икона с изображением св. Николая Чудотворца и преп. Диодора Юрьегорского в молении пред Живоначальною Троицею». В предалтарном иконостасе церкви Введения Пресвятой Богородицы во храм находился парный образ Дамиана и Александра Ошевенского. Вблизи храма в 1890 г. была построена часовня «на месте кельи Диодора, в ней икона святого вместе с Александром Ошевенским». Изображение Дамиана встречается в группе подвижников XVII в. в стенописи галереи, ведущей в пещерную церковь Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре, конца 1860 – 1870 гг. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия (живопись поновлена в 1970 гг.); также на книжной миниатюре ХIХ в. (Соловецкий православный церковный календарь. 2000 г.). Дамиан изображён в группе Архангельских чудотворцев на иконе «Все святые, в земле Русской просиявшие» конца 1920 – начала 1930 гг. письма монахини Иулиании Соколовой (ризница Троице-Сергиевой лавры), на авторских и современных повторениях этого извода (например, 1997 г. иконописца Натальи Евгеньевны Алдошиной из иконостаса соимённого придела московской церкви Николая Чудотворца в Клённиках). Фигура святого в мантии и куколе, с раскрытой ладонью десницы и вертикальным свитком в левой покровенной руке включена под 20 ноября в лицевые святцы русских святых, созданные монахиней Иулианией после 1959 г. в виде прорисей (частное собрание). Известно несколько изображений Дамиана конца XX – начала XXI вв., например, на иконах «Собор Соловецких святых» в Соловецком монастыре и в церкви Георгия Победоносца в Ендове в Москве (подворье Соловецкого монастыря) – в правой части во втором ряду с края, на иконе «Собор Карельских святых» в соборе князя Александра Невского в Петрозаводске (в центральной части), в часовне близ деревни Куганаволок на Водлозере (в качестве иконографического образца использованы изображения, опубликованные в изданиях: Концевич И.М. Стяжание Духа Святого в путях Древней Руси. М., 1993; Таисия (Карцева), монахиня. Русские святые. СПб., 2000 г.).



 
PR-CY.ru