ДОРОФЕЙ

ДОРОФЕЙ (ум. около 1613 г.) – Троицкий, ученик и келейник Дионисия (Зобниновского), преподобный (память 6 июля – в Соборе Радонежских святых). Сведения о Дорофее приведены в Житии преподобного Дионисия, архимандрита Троице-Сергиева монастыря в 1610–1633 гг., в главе «О Дорофее иноке и о крепком житии его», основаны на рассказах преподобного Дионисия и священника Иоанна Наседки, и в повествовании о явлении преподобного Дионисия и Дорофея иерею Феодору. Житие было написано Симоном (Азарьиным), по мнению Ольги Андреевны Белобровой, между 1648 и 1654 гг. Дорофей был келейником преподобного Дионисия, выполнял послушания пономаря в церкви Никона Радонежского, канонарха в Успенском соборе, хранителя монастырского книжного собрания и переписчика книг (как книгохранитель Дорофей упоминается на полях рукописей, происходящих из Троице-Сергиевой лавры). Предположение, что Дорофей мог быть составителем «Цветника священноинока Дорофея», представляется исследователям необоснованным. Наиболее ранние списки данного сборника относятся к рубежу 1670 и 1680 гг., по мнению исследователей, он был составлен около 1645 г. Кроме того, Радонежский преподобный не был священноиноком. Дорофей был ближайшим помощником преподобного Дионисия в попечении о пострадавших в Смутное время и нашедших прибежище при монастыре. По благословению архимандрита он разносил деньги и одежду больным, раненым и прочим пострадавшим от «воров»: «всегда нощию все з болными, и с нагими, и с увечными беседуя, и архимариту все о всех возвещая, и всем бедным и немощным вся полезная и добрая творяше». В юности Дорофей был тяжко мучим блудными помыслами, для избавления от которых наложил на себя строгие подвиги умерщвления плоти. По несколько дней не вкушал ни еды, ни воды, из-за чего довёл себя до болезненного истощения (по словам Иоанна Наседки, «болезнь ему была от поста презелново и от жажды великия; и ноги его опухли от стояния, от службы вверенныя ему»). Помимо келейного правила Дорофей ежедневно прочитывал Псалтирь, совершал по тысяче поклонов в день, никогда не спал лёжа. За несение многих служб и строгость поста подвергался укорам и насмешкам от братии, которые переносил со смирением. Время кончины Дорофея исследователями устанавливается приблизительно. Иоанн Наседка пишет о себе, что «после разорения московскаго вскоре прибрел к дому Пресвятыя Троицы и того старца Дорофея за полтора года до смерти его застал». Годом разорения Москвы Иоанн называет 7118 (1609/1610) г. Таким образом, в 1611/1612 г. он был уже в монастыре, где участвовал в составлении патриотических грамот. Следовательно, кончину Дорофея исследователи относят ко времени около 1613 г. (в литературе конца XIX в. в качестве даты смерти Дорофея фигурировал 1614 год). Подвижник был погребён в Троице-Сергиевом монастыре преподобным Дионисием «со всем собором». Симон (Азарьин) в Житии Дионисия рассказывает о явлении 26 октября 1650 г. Дионисия болящему священнику Феодору, служившему при церкви в честь Казанской иконы Божьей Матери в Пушкарской слободе, что при Троицком монастыре. В видении перед Дионисием шёл инок с горящей свечой. Как пишет Симон (Азарьин), известно, что этим иноком был Дорофей, и что после явления святых священник Феодор исцелился. О раннем местном почитании Дорофея свидетельствует включение его имени (без даты памяти) в Месяцеслов Симона (Азарьина), составленный в Троице-Сергиевом монастыре около середины 1650 гг., где Дорофей указан как преподобный. «Великим трудником» Дорофей назван в «Описании о российских святых» – конец XVII – XVIII в.; на с. 83 указана неверная дата его кончины – 7130 (1621/1622 г.). Канонизация Дорофея подтверждена включением его имени в Собор Радонежских святых (празднование установлено в 1981 г.).

 
PR-CY.ru