ДИОНИСИЙ

ДИОНИСИЙ (II в.) – епископ Коринфский, церковный писатель, священномученик (память в Греческой церкви 29 ноября, память в Западной церкви 8 апреля, 22 марта – перенесение мощей). О характере его сочинений исследователи судят только по рассказу Евсевия Кесарийского из «Церковной истории». Дионисий – автор восьми посланий: к римлянам, лакедемонянам, афинянам, никомидийцам, к Кносской, Гортинской и Амастрийской церквам, а также к некой Хрисофоре. Помимо последнего, они были собраны, видимо, ещё при жизни Дионисия, в единый корпус, где также содержались и ответные послания к Дионисию, и в таком виде были известны Евсевию, который упоминает ответное письмо к Дионисию Пинита, епископа Кносского. В послании к лакедемонянам Дионисий наставляет читателей в правой вере и убеждает их хранить мир и единство. В послании к Афинской церкви упрекает верующих за нестойкость во время гонений, напоминая им о Дионисии Ареопагите, первом епископе Афин, и его преемниках, претерпевших мучения за свою веру. В послании к Никомидийской церкви опровергает ересь Маркиона. Тот же призыв остерегаться еретических заблуждений звучит в послании к Гортинской и прочим церквам Крита, где Дионисий воздаёт похвалу епископу Гортинскому Филиппу. Послание к амастрийским христианам, их епископу Пальме и другим церквам Понта написано по просьбе неких Вакхилида и Елписта, возможно, Понтийских епископов. В нём Дионисий убеждает милостиво принимать кающихся, которые отпали от церкви вследствие какого-либо греха, даже если они повинны в еретическом заблуждении. Евсевий особо выделял письмо Дионисия к папе Сотеру (165/166 – 174/175 гг.), в котором святой отмечает благочестивые обычаи римских христиан, в том числе их помощь другим церквам. В письме также упоминается обычай чтения послания Климента Римского к коринфянам в церкви в воскресный день и сообщается, что и нынешнее послание папы Сотера также будет всегда читаться в Коринфе для наставления. Послания Дионисия были широко известны в древности. Евсевий приводит цитату, где Дионисий жалуется, что уже при жизни его сочинения стали подделывать еретики, которые «одно выбросили, другое прибавили к ним». После Евсевия высоко ценил послания Дионисия Иероним Стридонский. Евсевий Кесарийский называет Дионисия среди церковных писателей, живших при римском императоре Марке Аврелии (161–180 гг.). Ни Евсевий, ни Иероним не упоминают о мученической кончине Дионисия, однако в Константинопольском синаксаре он назван священномучеником. Сведения о мученичестве Дионисия появляются только с XI в. у византийских авторов Георгия Кедрина и Михаила Глики, причём Глика ошибочно датирует его кончину временем императора Антонина Пия (138–161 гг.). В западных мартирологах указаний на мученическую кончину Дионисия нет. Первое упоминание о мощах Дионисия относится к началу XIII в.: после четвёртого Крестового похода (1202–1204 гг.) они были привезены в Рим из Греции кардиналом Петром Капуанским. После его смерти в 1209 г. они оказались в распоряжении папы Иннокентия III (1198–1216 гг.), который передал их приору аббатства Сен-Дени Эмериху, прибывшему в 1215 г. в Рим на четвёртый Латеранский Собор. 24 марта 1216 г. мощи были торжественно внесены в главную церковь аббатства и помещены в апсиде перед алтарём, где покоились мощи Дионисия Ареопагита. Сохранилось сказание о перенесении мощей, написанное вскоре после событий. К сказанию приложена булла Иннокентия III, где папа отождествляет мощи этого Дионисия с мощами Дионисия Ареопагита. Подобная путаница произошла из-за ошибки пользовавшегося большим авторитетом Беды Достопочтенного, который считал этого Дионисия и Дионисия Ареопагита одним и тем же лицом. Это мнение было опровергнуто Петром Абеляром в XII в., но его объяснение, видимо, не удовлетворило папу Иннокентия.

 
PR-CY.ru