ДИОНИСИЙ, Димитрий - Страница 9

Вокруг изображения 18 житийных клейм в следующем порядке: 1. Дионисий и Пахомий строят церковь во имя Николая Чудотворца на Глушице. 2. Ростовский епископ Григорий благословляет святого. 3. Дионисий водружает крест на Глушице. 4. Святой ставит келью «при древе черемухе». 5. Ангел повелевает Дионисию поставить церковь в честь Покрова Богородицы и благословляет его. 6. Дионисий благословляет «делателей» церкви. 7. Святой воздвиг церковь в честь Покрова Богородицы. 8. Дионисий освящает Покровскую церковь и создаёт монастырь. 9. Дионисий «ископа» себе могилу на Сосновце. 10. Святой во время молитвы видит бесов и изгоняет их. 11. Преподобный Павел пустынник принимает благословение Дионисия. 12. Святой благословляет Амфилохия. 13. Дионисий даёт келью Амфилохию. 14. Дионисий благословляет и «поручает» братию Амфилохию. 15. Святой молится Пресвятой Богородице о мире и спасении. 16. Преставление Дионисия. 17. Гроб святого «повезоша» в Сосновецкую обитель. 18. Погребение Дионисия на Сосновце. Иконографическая программа клейм основана на Житии Дионисия: здесь опущены изображения рождения святого, научения грамоте, пострижения, рассказ начинается непосредственно с прихода Дионисия на Св. Луку и строительства церкви во имя святителя Николая. Особое внимание автор уделяет сюжетам, которые сопровождаются небесными знамениями, повествуют об основании монастырей и строительстве храмов, а также о даре наставничества святого. Несколько клейм посвящено рассказу о преставлении Дионисия. Особенностью иконографии является отсутствие изображений чудесных исцелений у гроба святого. Ничего не сказано о святом как о талантливом иконописце, что объясняется, как полагают исследователи, точным следованием мастера тексту Жития (даже в деталях – например, устройство кельи «при древе черемухе»). Клеймо с изображением Дионисия, пишущего «портрет» Кирилла Белозерского, помещено на створке киота 1614 г. письма Никиты Ермолова из церкви Кириллова Белозерского монастыря (Кирилло-Белозерский музей-заповедник), созданного для иконы 1424 г. (?). Сюжеты Жития Дионисия встречаются также в росписи второй половины XIX в. вологодской церкви апостола Андрея Первозванного во Фрязинове. Особую группу составляют изображения Дионисия (как правило, в левой части композиции) в рост вместе со своим учеником Амфилохием. На иконе ХVII в. из церкви апостола Андрея Первозванного во Фрязинове в Вологде (Вологодский музей-заповедник) Глушицкие чудотворцы предстоят Святой Троице Новозаветной, в нижней части – вид основанного ими монастыря (на записи XIX в. – 2-этажный 5-главый собор с примыкающей к нему 3-ярусной колокольней). На подобной иконе XVIII в. (Русский музей) с изображением обители святые обращаются в молитве к Спасу Еммануилу, на иконе-пяднице начала XVII в. из Глушицкого Сосновецкого монастыря (Вологодский музей-заповедник) – к Нерукотворному образу Спасителя, внизу между ними – шестигранный колодец под сенью (как полагают исследователи, надкладезная часовня монастыря).

 



 
PR-CY.ru