ДИОНИСИЙ, Димитрий - Страница 6

Исследователи не исключают, что это одна из двух Триодей, упомянутых в духовной грамоте преподобного. В духовной грамоте также расписаны церковная и хозяйственная утварь, земли, данные вкладами к тому времени. Грамоту писал духовный отец Дионисия «Макареи поп» (как полагают исследователи, преподобный Макарий Глушицкий), при этом присутствовали преподобные Григорий Пельшемский, Амфилохий, «да и братья вся». Духовная была написана незадолго до 11 января 1436 г., когда она была явлена Ростовскому епископу Ефрему, который привесил к ней свою печать. Житие сохранило описание внешности Дионисия: «Мал телом и сух излише плотию, главу име немалу, брови окружене, лице долго, влущене скрани (впалые щёки), тихи име очи, браду име до перси, не густа, у скранеи тонка, власы светлыи русы, вполы сед». Незадолго до кончины Дионисий беседовал с преподобным Амфилохием, которого особо любил, рассказал об обетовании, данном ему Богородицей, сохранять Покровскую обитель. Затем призвал для последней беседы братию, заповедал им искать помощи в молитвах к Пресвятой Деве, хранить смирение, нелицемерную любовь, чистоту душевную и телесную, умеренность в житейских потребах. Дионисий благословил Покровскому и Сосновецкому монастырям иметь одного игумена, настоятелем святой поставил Амфилохия. Перед кончиной Дионисий причастился Святых Христовых Таин, лицо его просветилось, а вокруг его главы Амфилохий видел сияющий венец, от тела святого изошло благоухание. Преподобный, согласно завещанию, был погребён в Сосновецком монастыре, в могиле, которую сам выкопал за семь лет до кончины. К концу XV в. над местом погребения Дионисия и Амфилохия (похороненного рядом с учителем в 1452 г.) была сооружена рака, в 1640 г. купец Бахтеяр Булгаков с детьми Иваном и Василием устроил новую гробницу. После того как в 1744–1745 гг. в Сосновецком монастыре был выстроен 2-этажный каменный собор, посвящённый Дионисию, Амфилохию и Иоанну Предтече, рака над погребением преподобных оказалась в нижней Предтеченской церкви за левым клиросом. В 1924 г. Сосновецкий монастырь был ликвидирован. В настоящее время от монастырского храма сохранился фундамент, место погребения преподобных устанавливается приблизительно. Местное почитание Дионисия началось в XV в., о чём свидетельствует составление Жития святого в 1495 г. В Житии содержатся сведения о чудотворениях, совершавшихся у гробницы преподобного: «Слепым прозрение дает, от бесов свобождение, раслабленым стягнутиа, скорчющим рукам протяжение, и всем болезнем здравие дает не токмо ракы его приближением, но идеже имя его призовет с верою, здравие приемлют». Общерусское почитание Дионисия было установлено Собором 1547 г. В окружной грамоте митрополита Макария от 26 февраля 1547 г. говорится: «Пети и праздновати повсюду июня в 1 день новому чудотворцу преподобному игумену Дионисию Глушицкому и Вологодскому». В «Похвальном слове русским святым», написанном во второй половине XVI в. иноком Григорием Суздальским, говорится: «Кто не весть блаженаго Дионисия Глушитцкаго, смирение показавшего... Той же и тръпение показа с кротостию... Той же пролитию слезам источник бе... Той же иноком предобрый наставниче и благое украшение, и виде Господь его добродетели, даром чюдес обогати его».

 



 
PR-CY.ru