ДИОНИСИЙ, Димитрий - Страница 2

В тексте Минейной редакции приписки нет, зашифрованные сведения об авторе перенесены в предисловие-заголовок. Кроме того, в Минейной редакции сообщается о том, что две главы Жития («Поучение архиепископа Ефрема братьи» и «О архимандрите Тарасии Пермьстем») написаны Макарием, учеником Дионисия (эти главы, а также глава «Наказание архиепископа к преподобному» отсутствуют в особой разновидности Основной редакции, представленной двумя списками XVI в.). Основная и Минейная редакции отличаются порядком следования глав. Кроме того, между Минейной редакцией и двумя вариантами Основной редакции есть некоторые хронологические разночтения. В XVI в. на материале Основной редакции была составлена Сокращённая редакция Жития Дионисия, сохранившаяся в списке Исторического музея. В Сокращённой редакции отсутствуют предисловие и Похвальное слово. Также в единственном списке известна Краткая минейная редакция Жития Дионисия в составе июньской Минеи, переписанной в 1637 г. в Соловецком в честь Преображения Господня монастыре. Данный извод Жития восходит к Минейной редакции, являясь результатом её сокращения, в нём отсутствуют предисловие и похвала, а также некоторые фрагменты основной части Жития. Как полагают исследователи, Краткая минейная редакция была создана в Соловецком монастыре Калинкой Наумовым Москвитином, писцом июньской Минеи. Известны несколько проложных редакций Жития Дионисия, две из которых датируются XVI в.: первая проложная редакция (нумерация основана на датировке списков), дошедшая в списке Российской национальной библиотеки, и редакция Стишного Пролога, сохранившаяся в рукописи Российской государственной библиотеки. В единственном списке XVII в. (Российский государственный исторический архив) известна вторая проложная редакция. Наиболее распространённой из проложных редакций стала редакция печатного Пролога (Житие Дионисия впервые было опубликовано в Прологе в 1643 г.), которая уже в XVII в. существовала в двух вариантах (основном, известном в восьми списках XVII–XIX вв., и в варианте Афанасия Каркина в единственном списке – Российская национальная библиотека). Проложные редакции возникли независимо друг от друга путём выборки отдельных эпизодов из полных редакций Жития. Создатель второй проложной редакции в качестве источника использовал не только одну из полных редакций, но и «Сказание о начале Спасо-Каменного монастыря». Вариант Афанасия Каркина является результатом обработки основного варианта редакции печатного Пролога, но список сделан не с печатного Пролога, а, как полагают исследователи, с его протографа, поскольку рукопись Российской национальной библиотеки датируется 1642 г. по многочисленным писцовым записям. Редкость в рукописной традиции кратких Житий Дионисия указывает на то, что создание проложного Жития не связано с канонизационными Соборами середины XVI в. В месяцеслове в рукописи Российской национальной библиотеки, XVII в., читается Месяцесловная редакция Жития Дионисия, являющаяся, как полагают исследователи, результатом сокращения редакции печатного Пролога в её основном варианте. В XIX в. Основная редакция Жития Дионисия перерабатывалась путём заимствования сведений из «Сказания о начале Спасо-Каменного монастыря».

 



 
PR-CY.ru