ДИОНИСИЙ, Звенигородский Лупа Даниил Васильевич - Страница 3

По мнению А.А. Зимина, сыновьями Дионисия были упоминаемые в источниках волоцкие иноки – Феодосий и Владимир Звенигородские. Однако в ряде родословцев середины XVI в., в том числе и в родословной вставке в одном из сборников из библиотеки Дионисия, он отмечен как бездетный. После кончины Дионисия значительная часть его библиотеки попала в казну Волоколамского монастыря (в описях 1545, 1573 и 1591 гг. указаны 18 рукописей, ранее принадлежавших Дионисию). В настоящее время известны семь книг из библиотеки Дионисия: Следованная Псалтирь (Исторический музей, последняя четверть XV в.), Лествица с толкованиями – вклад Дионисия в Волоколамский монастырь (Российская государственная библиотека, первая четверть XVI в.), Слова постнические Исаака Сирина (Российская государственная библиотека, конец XV – начало XVI вв.), четыре сборника историко-литературного состава (Исторический музей, списки конца XV – начала XVI в.; и Российская государственная библиотека, конец 1520 – начало 1530 гг.). Подборка текстов в сборниках свидетельствует об интересе Дионисия к агиографии, к монастырским уставам (помимо сведений о Студийском уставе помещён Устав Нила Сорского без указания имени преподобного), к церковному праву, а также к современным полемическим произведениям (включены письмо Нила (Полева) к Герману (Подольному), послания Максима Грека к Николаю Немчину и «на латину»). Сборники также содержат исторические тексты (о Древнем Риме, Иудее, Персии и Македонии, повести о наводнении в Неаполе, землетрясении в Венгрии), родословие звенигородских князей, где подчёркивается их происхождение от великого князя Михаила Всеволодовича. Для Дионисия был характерен интерес к литературным новинкам: сборник Исторического музея включает «Прение живота с смертью» третьей редакции – это один из ранних сохранившихся списков. Как установил Борис Михайлович Клосс, Дионисию принадлежал старший и лучший список «Сказания о Мамаевом побоище» (Российская национальная библиотека; эти листы были вырезаны Павлом Михайловичем Строевым из сборника Российской государственной библиотеки). В описях книг Волоколамского монастыря упоминаются и другие книги из библиотеки Дионисия, в том числе несколько сборников. В отличие от митрополита Даниила и Нила (Полева) Дионисий был собирателем, но не переписчиком книг. Сборник, содержащий сочинения Симеона Нового Богослова, для него переписал будущий митрополит Даниил, Евангелие – будущий Суздальский епископ Симеон, Псалтирь с заставкой «в красках» и Требник – Иван Пищулин, Лествицу – Ефрем, тетрадь из сборника смешанного состава – дьяк Ф. Вараксин.



 
PR-CY.ru