«ДЕКЛАРАЦИЯ» 1927 г. - Страница 5

Впоследствии митрополит Сергий разъяснял, что под успехами, упомянутыми в «Декларации», подразумевалось внешнее благополучие, например, хороший урожай, а под неудачами – бедствия народной жизни. Согласно «Декларации», одна из главных причин тех трудностей, с которыми столкнулась церковь в устроении своей жизни в послереволюционное десятилетие, заключалась в «недостаточном сознании многими представителями Церкви серьёзности совершившегося в нашей стране»; между тем в этом, «как всегда и везде, действует та же Десница Божия, неуклонно ведущая каждый народ к предназначенной ему цели». Люди подобных настроений, подчёркивалось в «Декларации», должны или «переломить себя и, оставив свои политические симпатии дома, приносить в Церковь только веру и работать с нами только во имя веры», или «по крайней мере не мешать нам, устранившись временно от дела». «Декларация» выражала уверенность, что эти последние также скоро возвратятся к работе, убедившись в том, «что изменилось лишь отношение к власти, а вера и православно-христианская жизнь остаются незыблемыми». Некоторые из епископов и священников, разорвав каноническое общение с Заместителем Местоблюстителя митрополитом Сергием, оправдывали свои действия ссылками на неприемлемые для них положения «Декларации». В связи с этим исследователи определяют, ставил ли Заместитель Местоблюстителя непременным условием пребывания в составе подведомственного патриархии клира публично заявленное согласие с текстом этого документа. Митрополит Сергий дал ответ на этот вопрос в письме Казанскому митрополиту Кириллу (Смирнову): «Главным мотивом отделения служит наша «Декларация». В ней наши противники, сами не отрицающие обязательности для каждого христианина гражданской верности, не совсем последовательно увидели заявление не таких же, как и они, земных людей, граждан СССР, а заявление самой Церкви как благодатного учреждения. Отсюда крики о подчинении Церкви государству, Царства Божия – царству мира и даже Самого Христа – Велиару». Таким образом, если «Декларация», по признанию митрополита Сергия, – это только заявление группы «граждан СССР», значит, митрополит Сергий и члены Временного Синода, издавая «Декларацию», отнюдь не предполагали согласия с ней всех епископов и клириков и не требовали заявления полной поддержки всего того, что выражено в этом документе. Митрополит Сергий в последующие годы настаивал только на том, что несогласие с положениями «Декларации» не может служить канонически законным оправданием разрыва общения с ним как с лицом, на временной основе исполняющим обязанности предстоятеля церкви. Особое внимание уделялось в «Декларации» эмигрантскому духовенству. В послании митрополита Сергия и Временного Синода напоминалось, что из-за противосоветских выступлений «некоторых наших архипастырей и пастырей за границей», обострявших отношения между правительством и церковью, патриарх Тихон в 1922 г. упразднил заграничный Синод, который, однако, продолжил существование. «Декларация» сообщала, что митрополит Сергий и Временный Патриарший Синод РПЦ потребовали от заграничного духовенства дать письменное обязательство о полной лояльности к советскому правительству. Отказавшиеся предоставить такие обязательства подлежали исключению из состава клира, подведомственного Московской патриархии.

 



 
PR-CY.ru