ДАВИД, Нащинский Даниил - Страница 2

В 1769 г. Давид был назначен настоятелем глуховского Петропавловского монастыря Черниговской епархии, откуда в 1772 г. был перемещён в Бизюков в честь Воздвижения Креста Господня монастырь. Без благословения построил при Успенской церкви трапезную, что вновь привело к конфликту с братией и Смоленским епископом Гедеоном (Вишневским). В 1780 г. Давид подал докладную записку в Московскую синодальную контору о положении дел в монастыре. В 1789 г. по собственному прошению по болезни переведён в Киево-Печерскую лавру, где провёл остаток жизни. Давид болезненно переживал отстранение от ректорства и невостребованность приобретённых им знаний. Пользовался славой незаурядного проповедника, знатока языков и эрудита. Собрал значительную по размерам библиотеку. Состоял в переписке с рядом российских и европейских учёных. В период обучения за границей перевёл сочинения Новгородского архиепископа Феофана (Прокоповича) на латинский язык, часть переводов была опубликована и принесла Давиду известность. В 1743 г. в Бреславле был опубликован составленный им совместно с Иоанном Корниусом сборник «Lucubrationes Illustrissimi ac Reverendissimi Theophanis Procopovicz», содержавший переводы почти всех посвящённых императору Петру I произведений архиепископа Феофана, а также латинское сочинение «Торжественная песнь на Полтавскую победу» и 18 писем к различным адресатам. В 1745 г. издал там же сборник «Miscellanea Sacra» – тематическую подборку апологетических сочинений архиепископа Феофана, написанных на латыни, а также перевод с польского языка проповедей об аскетической жизни. Кроме того, в сборник вошли «Элегия к своей библиотеке» Рязанского митрополита Стефана (Яворского) и некоторые другие сочинения. Тогда же Давид начал работу над переводом на латинский язык труда архиепископа Феофана «Об иге неудобоносимом», который был завершён архимандритом Иакинфом (Карпинским). На средства издателя и историка Николая Николаевича Бантыш-Каменского этот труд был напечатан в Лейпциге (1782 г.) под заглавием «De Jugo intolerabili» одновременно с трудом «Догматическое богословие», который явился продолжением сочинения «Система богословия» архиепископа Феофана, по завещанию которого этот труд был продолжен архимандритами Кассианом (Лехницким), Никодимом (Панкратьевым) и Самуилом (Миславским) и завершён Давидом. В 1762 г. Давид написал статьи на нравственно-философские темы: «Сотница правил христианского жития», «Лекарство на нечистоту и похоть плотскую» и «Полезное наставление о Священном Писании», известные в копии 1780 г. В 1766 г. составил книгу «Златой клейнод детей Божиих, то есть Правдивый путь к христианству» в трёх частях. В рукописи сообщалось, что текст «из английского языка на немецкий переведён, а из немецкого на российский перетолкован». Взятый из Гамалеевского монастыря автограф в начале ХХ в. хранился в библиотеке Черниговской духовной семинарии (в настоящее время его местонахождение неизвестно). Давид погребён в Дальних пещерах Киево-Печерской лавры.



 
PR-CY.ru