ДАВИД, Мухранов Дмитрий Иванович - Страница 4

В сентябре 1918 г. Давид переселился по адресу: М. Покровский пер., д. 8. В дальнейшем он вместе с другим афонским иноком, Иринеем (Цуриковым), проживал при часовне во имя святителя Николая на Таганке. С мая 1920 г. с Давидом и некоторыми другими афонскими иноками несколько раз беседовал Тульский епископ (впоследствии архиепископ) Иувеналий (Масловский). Убедившись в их верности православию, епископ Иувеналий 6 ноября 1920 г. обратился с письмом к патриарху Тихону с просьбой о снятии церковного запрещения. Исследователи предполагают, что это ходатайство было удовлетворено, т.к. в начале 1920 гг. Давид сослужил патриарху Тихону. По мнению исследователей, по благословению Давида в Москве в 1921 г. начали проходить общественные беседы и чтения по вопросу об имяславии, а на следующий год философом Алексеем Фёдоровичем Лосевым был организован имяславческий кружок, действовавший до 1927 г. Организация бесед и кружка имела целью не только ознакомить церковные круги с имяславием, но и разработать учение и формулировки, которые удовлетворяли бы имяславцев и могли бы быть приняты будущим поместным Собором. Из афонских иноков кроме Давида регулярно посещали имяславческий кружок иеромонахи Манассия и Ириней. Членами кружка были А.Ф. Лосев и его супруга Валентина Михайловна Лосева, священник Павел Флоренский, Дмитрий Фёдорович Егоров, Павел Сергеевич Попов и др. В это время происходила эволюция взглядов Давида и его примирение с церковью. Большая заслуга в этом принадлежит членам кружка, и особенно Павлу Флоренскому. В 1920 гг. Давид пытался примирить с церковной властью имяславцев, укрывшихся на Кавказе. В феврале 1923 г. в ответ на послание кавказских имяславцев Павел Флоренский по просьбе и от имени Давида написал им увещевательное письмо, в котором говорилось: «Вы несправедливо возводите на Синод ложное обвинение, будто Синод отрицает спасительность Господа и говорит, что «спасение неспасительно». Синод признает спасительность Самого Спасителя, но, отделив от Него Его имя, не признаёт спасительным этого последнего. Синод разделяет то, что нераздельно, а вы хотите слить неслиянное». Священник Павел Флоренский проявлял глубокое внимание к духовному опыту Давида. Обстоятельства, при которых Давид побудил и благословил священника Павла продолжить заниматься философско-богословской разработкой имяславия, впоследствии были описаны им в посвящении к поэме «Оро». Некоторые высказывания Давида священник Павел Флоренский намеревался включить в незавершённую главу «Литургическое творчество» своих «Очерков о культе» (записи бесед с Давидом сохранились в его дневнике). Давид был духовным отцом декана МГУ, президента Математического общества Д.Ф. Егорова, супругов Лосевых и других видных представителей московской интеллигенции. 3 июня 1929 г. Давид совершил постриг Алексея и Валентины Лосевых в монашество с именами Андроник и Афанасия. Он же благословил инока Андроника (А.Ф. Лосева) на страдания в Страстную пятницу накануне его ареста 18 апреля 1930 г. Исповедал и причастил Давида перед смертью священник Павел Флоренский, он же отпевал его. В похоронах 4 июня 1930 г. принимали участие только самые близкие – монахиня Афанасия (Лосева), арестованная на следующий день, и Д.Ф. Егоров.



 
PR-CY.ru