ДАВИД

ДАВИД – имя нескольких русских книгописцев, живших в первой половине XV в.

1. Диакон («дьяк») церкви во имя архангела Михаила на Михайловой улице Торговой стороны Великого Новгорода. В 1424 г. он написал пергаменный Стихирарь минейный «к святому архангелу Михаилу повелением раб Божиих улицан Михаиловьцов и Видковлян и попов Еустафья и Феодора». Исследователи отождествляют с этим Давидом соимённого ему писца так называемого Шенкурского Пролога – «дьяка святаго Михаила на Михаилове улици», который написал книгу в 1429 (6937) г. «в Великом Новегороде ко святому Спасу за Волок в Шенкурью... повелением раба Божия Остафья Васильевица». Рукопись Пролога в два тома принадлежала в начале XIX в. профессору Фёдору Григорьевичу Баузе и погибла во время пожара в Москве в 1812 г. До последнего времени она датировалась 1229 (6737) г., однако исследователи считают, что цифра, обозначающая сотни в ней, несомненно, была исправлена при одной из продаж с целью удревнения и соответственно повышения стоимости. Как писец Давид подчёркнуто традиционен: писал на пергамене уставом, ничем не отличавшимся от книжных почерков XIV в., орнаментика выдержана в тератологическом стиле (образец почерка и украшения его рукописи 1424 г.). В обеих рукописях (в Стихираре в меньших масштабах, в Прологе в больших) писец использовал одну и ту же систему тайнописи – простую литорею («тарабарскую грамоту»), широко распространённую в русской письменности этого времени. Переписанный Давидом в 1429 г. Пролог был украшен миниатюрами с изображениями святых в начале каждого месяца и являлся, таким образом, заключительным звеном в традиции новгородских иллюстрированных Прологов, представленной списками рубежа XIV и XV вв.

2. Инок («черньчище») Саввина Сторожевского в честь Рождества Пресвятой богородицы мужского монастыря близ Звенигорода, переписавший в 1428 г. пергаменный Иерусалимский устав («Око церковное») «благословением... игумена Феодора... в обители Святыя Богородица, глаголимей Страж, цесарствующу Василию Васильевичу, в пределе князя великаго Юрья Дмитриевича», с оригинала, написанного в 1401 г. в Константинополе «малейшим во единообразных Афанасием», выходная запись которого приведена Давидом полностью. Эта древнейшая из сохранившихся копия рукописи 1401 г., точно датированная, свидетельствует о распространении Иерусалимского устава в русских общежительных монастырях в первой трети XV в. Список, сделанный Давидом, представляет собой скромный монастырский обиходный кодекс форматом в 4°, написанный мелким уставом и лишённый украшений. В правописании рукописи наблюдается некоторое отражение «второго южнославянского влияния».

 
PR-CY.ru