ДАНИИЛ

ДАНИИЛ (ум. в 1789 г.) – протопсалт Великой церкви, мелург, учитель пения. Согласно Хрисанфу из Мадита, происходил из Тирнавоса (Фессалия). Обучался искусству «экзегесиса» (расшифровка, аналитический способ записи песнопений) у протопсалта Панайотиса Халацоглу (ум. в 1748 г.). Впоследствии служил доместиком Великой церкви (первое упоминание – 1734 г.), лампадарием (то же – 1740 г.) и протопсалтом (после Иоанна Трапезундского, ум. в 1770 г.). Был учителем пения, согласно упоминанию в исторических источниках о том, что так называемая вторая Патриаршая певческая школа, которая действовала в Константинополе в 1776 г., обещала «протопсалту Даниилу 400 монет в год за уроки по Матиматарию». Его учениками считаются Ставрис Ставракис (возможно, имеется в виду доместик Ставракис), Пётр Пелопонесский, Пётр Византийский, Захария Ханендес (который, как пишет Хрисанф, сочинял ирмосы в стиле Даниила). Исследователи полагают, что отсутствие автографов Даниила объясняется тем, что его рукописи утрачены вследствие пожара 15 июня 1770 г. (сообщение иеродиакона Анании из рукописи XVIII в.). Из отличительных черт сочинений мелурга Хрисанф отмечал введение протяжённых мелодий, на которые приходились фторы (т.е. знаки перехода в другой звукоряд или глас), что «не достойно похвалы распевщику». Даниил пытался обновить содержание церковных песнопений. Поскольку он писал и светскую музыку, то привносил в богослужебные сочинения мелодии, свойственные инструментальным композициям. Указание на разностороннюю деятельность Даниила содержится также в каталоге церковных мелургов начала XIX в. (автограф Никифора Кандуниариса Хиосского: «Даниил, протопсалт Великой церкви, ученик Панайотиса Халацоглу, в XVII (XVIII) веке, единственный выдающийся музыкант, уважаемый в разных видах деятельности...»). В настоящее время сочинения Даниила редко используются в певческой богослужебной практике, однако его творчество повлияло на современных ему и более поздних композиторов. Так, мелос для стихиры монахини Кассии (на стиховне Великой среды) «Господи, яже во многия грехи впадшая жена» был сочинён Петром Пелопоннесским «в подражание Даниилу протопсалту». Большое значение для развития певческого искусства имел составленный Даниилом Анастасиматарий ирмологического напева, более краткого по сравнению с древней традицией (сохранился только список второй половины XVIII в.), который положил начало рукописной традиции кекрагариев (стихов «Господи, воззвах»), догматиков и пасапноариев (стихов «Всякое дыхание») на гласы в этом стиле. Кроме того, Даниил сочинял мелос для песнопений Великого поста: «Да исправится» второго плагального гласа, «Ныне силы небесныя» второго плагального гласа (с указанием «экзегесис древнего»), «экзегесиса» киноника «Вкусите и видите» первого гласа Иоанна Клады, «Вечери Твоея тайныя днесь» на второй плагальный глас, «Да молчит всякая плоть» на первый плагальный глас и др. Даниил писал песнопения литургии: херувимские, киноники воскресные, седмичные и праздничные. Сохранились его калофонические ирмосы и кратимы для них и для ирмосов других авторов. Кроме того, ему принадлежит кратима четвёртого плагального гласа для кондака «Взбранной Воеводе» Иоанна Клады. Из сочинений Матиматария исследователи указывают богородичные матимы: «Всяк земнородный да взыграется духом» четвёртого гласа, «Владычице, приими молитвы раб Твоих» четвёртого гласа, «Величай, душе моя, в вертепе» первого гласа, 15-сложник «Помяни, Владычице, и мя, помяни, помяни мя» второго плагального гласа и др., а также праздничные: святителю Николаю «Всесвятой Николае, предвари, помози» первого гласа, на Рождество Христово «Величай, душе моя, Еммануила» первого гласа, на Усекновение главы св. Иоанна Предтечи «Что тя наречем, пророче» первого гласа, троичны полиелея «Чистая, Всенепорочная, Нетленная, Всесвятая» четвёртого гласа (15-сложник) и «О, Троице, единосущная, нераздельная лицы» четвёртого гласа, кондак Великого канона «Душе моя, душе моя, востани, что спиши» второго плагального гласа и др. Особо исследователи отмечают богородичную матиму –15-сложник первого плагального гласа «Радуйся, клятвы избавление», при которой в рукописях указано – «слова и мелос Даниила».

 
PR-CY.ru