ДИКАРЁВ Михаил Иванович

ДИКАРЁВ Михаил Иванович (ум.  после 1917 г.) – иконописец, реставратор, один из основоположников нового стилистического направления в русской иконописи последней четверти XIX – начала XX в. Родился и учился в слободе Мстёре Вязниковского уезда Владимирской губернии, происходил из старообрядческой среды. Переехал в Москву до 1876 г. Тесно и постоянно сотрудничал с иконописцем Осипом Семёновичем Чириковым и его сыновьями. Наиболее раннее известное произведение мастера – Корсунская икона Божьей Матери, 1875 г. (Русский музей), с надписью на обороте, выполненная для московского купца, коллекционера Николая Михайловича Постникова, как полагают исследователи, ещё до переезда М.И. Дикарёва в Москву. В 1876 г. в Москве М.И. Дикарёв с О.С. Чириковым поновили икону Божьей Матери «Неопалимая Купина» (1714 г.), которая была приобретена у них саратовским купцом Данилой Никитым Спириным (в настоящее время – в Саратовском государственном художественном музее имени Александра Николаевича Радищева). В 1884 г. Н.М. Постников «выменял» у них Смоленскую икону Божьей Матери начала XVII в. строгановского мастера (Третьяковская галерея). После чудесного спасения императора Александра III и представителей царской семьи 17 октября 1888 г. М.И. Дикарёв вместе с Николаем Тюлиным написал в память этого события икону «Избранные святые» (Русский музей). С 1880 гг. до 1903 г. М.И. Дикарёв с О.С. Чириковым работали над серией икон-святцев (так называемая годовая минея, включавшая более 350 образов, в настоящее время – в Государственном Эрмитаже, Русском музее и Музее истории религий) для домовой церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы великокняжеского Мраморного дворца в Санкт-Петербурге. В составе этой наиболее значительной группы произведений М.И. Дикарёва – иконы-пядницы «Преподобный Антоний Печерский» (Государственный Эрмитаж), «Благоверный князь Василий Ярославский» (Музей истории религий), «Преподобный Тит» (1891 г, Русский музей), «Благоверный князь Мстислав Владимирович» (1892 г., Государственный Эрмитаж), «Преподобный Михей Радонежский» (1893 г., Русский музей), «Святитель Михаил, митрополит Киевский» (Государственный Эрмитаж), «Святитель Иона, митрополит Московский» (Русский музей), «Преподобный Арсений Комельский» (Русский музей) и др. (подписи мастера, как правило, помещены на нижнем поле слева, возле лузги). За эту работу М.И. Дикарёв получил звание поставщика двора великого князя Сергея Александровича. При создании святцев было разработано новое стилистическое направление, получившее широкое распространение в московских иконописных мастерских, основанных выходцами из Мстёры. Рассчитанное на взыскательного заказчика, оно ориентировалось на принципы строгановского письма, давая им современную интерпретацию с учётом некоторых формальных приёмов академической живописи. Его отличает тщательное миниатюрное письмо с проработкой мельчайших деталей, повышенная декоративность, интерес к пейзажному фону и изысканной орнаментике одежд, богатый чистый колорит с обильным использованием золота и серебра. М.И. Дикарёв основал собственную иконописную мастерскую в Москве, которой позднее владел вместе с сыном М.М. Дикарёвым (находилась на Земляном валу, затем на Николо-Ямской и Пятницкой улицах). В отличие от многих владельцев аналогичных мастерских (в частности, Василия Павловича Гурьянова) М.И. Дикарёв принимал непосредственное участие в написании икон. Большое внимание уделял качеству создававшихся в мастерской произведений, ставя его выше коммерческой выгоды. У него работали лучшие иконописцы, иконы писались исключительно по заказам.

 



 
PR-CY.ru