ДИБЕЛИУС Мартин - Страница 3

В отличие от парадигм новеллы – более длинные рассказы, украшенные деталями с целью вызвать восхищение со стороны слушателей. Они включают рассказы об исцелениях, например, слепого в Вифсаиде (Мк. 8:22–26), которые обнаруживают типичные черты жанра: описание серьёзности болезни, техника и доказательства исцеления. Следующие, по Мартину Дибелиусу, формы предания – легенды, т.е. «религиозные истории, в которых Иисус показывает Свою чистоту, мудрость и авторитет или в которых показаны Божественная помощь и забота об Иисусе», как в истории Рождества у евангелистов Матфея и Луки. Мартин Дибелиус считает, что аналогии этим формам можно найти в раввинистической и эллинистической литературах. С исторической точки зрения он полагает, что парадигмы более достоверны, затем следуют новеллы, менее всего достоверны легенды. Результаты классификации форм евангельского материала представлены Мартином Дибелиусом в книге «Весть Иисуса Христа». Автор предлагает вариант реконструкции и перевода текстов согласно тем жанровым формам, к которым они относятся. Ранние истории включают все перикопы, которые Мартин Дибелиус отнёс к парадигмам, а также некоторые другие. Сюда же он относит свою реконструкцию композиции самого раннего повествования о страстях. Кроме того, Мартин Дибелиус выделяет 34 притчи, речения, большие повествования о чудесах и легенды, отмечая краткость и ритмичный характер речений Иисуса Христа. Рассказы о чудесах Иисуса имеют основание в истории. Хотя Евангелия включают легенды, Мартин Дибелиус считал, что традиция была консервативной, избегала больших фантазий, которые исказили бы суть вести, «что эта земная жизнь, прожитая в определённое историческое время в земле Палестины, была носителем окончательной и решающей вести Бога человечеству». В полемике с проводимым Рудольфом Бультманом анализом литературных форм Евангелий Мартин Дибелиус подчёркивал, «что скепсис Бультмана во всех вопросах историчности вовсе не обязательно связан с критериями анализа истории форм, скорее, с его представлением о виде первоначальной общины». В кратких книгах об Иисусе Христе и апостоле Павле (1951 г., завершённой В.Г. Кюммелем) Мартин Дибелиус показывает, что на основании тех же самых религиозно-исторических и литературно-критических предпосылок можно получить исторически достоверную и убедительную картину служения и провозвестия Иисуса Христа и апостола Павла; в первоначально вышедшей на английском языке статье о критике Евангелий он указал на то, что Евангелия и сохраняющее их предание имеют как «характер исповедания и провозвестия», так и «исторический характер», и «такими, как они есть» Евангелия открываются «только глазу верующего».

 



 
PR-CY.ru