ДЖВАРИ - Страница 5

Исследователи говорят, что аналогов у ктиторской композиции, являющейся, очевидно, плодом независимых творческих исканий грузинского скульптора, не имеется. По общему замыслу рельефы перекликаются, например, с мозаикой в конхе в церкви Сан-Витале в Равенне (около 547 г.), где изображённому в центре Христу архангелы представляют св. Виталия и епископ Екклесия. На южном фасаде храма, на центральной грани выступа апсиды над окном, помещено ещё одно изображение Кобул-Степаноза, коленопреклонённого перед небесным покровителем архидиаконом Стефаном; в надписи сказано: «Святой Стефан, помилуй Кобул-Степаноза». Одежды правителя в сравнении с одеждой других персонажей обильнее драпированы и украшены. В центре того же фасада, на южной грани купола над окном, был расположен небольшого размера рельеф (впоследствии перемещён вправо) с изображением светского лица. Красноватую плиту почти полностью заполняет коленопреклонённая, изображённая в профиль фигура молящегося мужчины, выполненная в отличие от других изображений в сравнительно низком рельефе. Исследователи предполагают, что это изображение зодчего. На тимпане южного портала размещена композиция «Вознесение креста». Подобное расположение рельефных изображений ярко выделяет вертикальную ось фасада храма. В верхней части западной и восточной ниш на южной стене находились трёхфигурные композиции с изображениями, очевидно, исторических персонажей, предстоящих в коленопреклонённом молении Спасителю; из-за плохой сохранности исследователи судят о них по описаниям Георгия Николаевича Чубинашвили, в начале XX в. ещё были различимы фрагменты сопроводительных надписей на асомтаврули. Одна из фигур (в западной нише) – женщина, которая подносит под благословение Христу отрока. Ктиторы одеты так же, как высшая знать и другие исторические персонажи на рельефах. Рельефы Джвари отличаются по стилю. Изображения Христа, ангелов и святых, в основном, пропорциональны, движения и позы переданы свободно. В образе Христа подчёркнуты репрезентативность и величие. Направление складок одеяний парящих ангелов соответствует движению фигур и выявляет объёмные формы тела. Пластичность фигур передана в традициях поздней Античности. Вместе с тем в оригинальных композиционных решениях и в декоративно-линейном осмыслении рисунка проявляются местные художественные приёмы. В фигурах ктиторов объёмы тел переданы более обобщённо, пропорции нарушены: они имеют небольшие ступни и увеличенные кисти рук, подчёркивающие молитвенный жест (протянутые к Господу руки ктиторов опущены). По сохранившимся деталям (крупный нос и чётко очерченные губы на лике Христа, большой, овальной формы глаз у Адарнерсе) исследователи судят, что черты лица у каждого из них были резкие, крупные, придававшие строгость облику. В разработке деталей отмечается декоративная стилизация, имеющая параллели в восточном, в частности, в сасанидском, искусстве. Различается профессиональный уровень резчиков. Так, ктиторская композиция на восточном фасаде и сцена «Вознесение креста» на южном фасаде исполнены с большим мастерством, нежели, например, рельеф с изображением Кобул-Степаноза.



 
PR-CY.ru