ДЕМЕСТВЕННИК - Страница 6

Аналогичен и порядок изложения песнопений, зачастую нарушающий их принадлежность к той или иной службе суточного, седмичного и годового кругов богослужения. При этом нетипичный порядок песнопений в Демественнике носит устойчивый характер и прослеживается по широкому кругу источников. По признаку принадлежности песнопений к той или иной службе состав поздних Демественников исследователи называют следующий: 1) «Сказание демественному ключевому знамени» (азбука); 2) песнопения великой вечерни: «Приидите поклонимся», предначинательный псалом, припев на великом повечерии в праздники Рождества Христова, Богоявления и Благовещения Пресвятой Богородицы «С нами Бог»; 3) песнопения Пасхи: стихира на обхождение храма «Воскресение Твое, Христе», тропарь «Христос воскресе», стихира «Воскрес Исус от гроба», отпуст «И нам дарова»; 3) песнопения великой вечерни: «Свете тихий», прокимны седмичные, прокимны Светлой седмицы (вечерние), прокимен в Великий пост «Не отврати лица Твоего», тропарь «Богородице Дево» (на воскресном бдении); 4) песнопения утрени: «Бог Господь», полиелей, по полиелее в Недели о блудном сыне, мясопустную и сыропустную «На реце вавилонстей», величания на Господские, Богородичные праздники и святым; 5) песнопения литургии: «Единородный Сын», в праздники Рождества Христова, Богоявления, в Лазареву и Великую субботы, во все дни Светлой седмицы и в период Пятидесятницы – «Елицы во Христа крестистеся», в праздник Воздвижения Креста и в Неделю крестопоклонную – «Кресту Твоему покланяемся»; 6) песнопения службы Пасхи: прокимен «Сий день иже сотвори», кондак «Аще и во гроб»; 7) песнопения литургии: по Апостоле – «Аллилуия», пред и по Евангелии – «Слава Тебе, Господи», «Буди имя Господне»; 8) на воскресной утрене – «Свят Господь»; 9) на воскресной полунощнице – «Достойно есть»; 10) на молебне Богородице – стихира «Владычице, приими»; 11) песнопения литургии: задостойник на литургии Василия Великого «О Тебе радуется», задостойник Пасхи «Светися, светися», задостойники на Господские и Богородичные праздники, блаженны воскресные, на Господские, Богородичные праздники и святым, прокимны воскресные на литургии, прокимны на литургии Господских, Богородичных праздников и святых; 12) на утрене – стихиры по 50-м псалме на Господские, Богородичные праздники и святым; 13) песнопения чина освящения воды на Богоявление – стихиры «Глас Господень, Слава: И ныне: Приклонил еси главу Предтечи»; 14) песнопения литургии: на целование креста стихира «Иже Крестом ограждаеми», в Великую субботу задостойник «Не рыдай Мене, Мати», на Пасху задостойник «Светися, светися». По содержанию Демественник близок, но не аналогичен Обиходу знаменной традиции пения. В сравнении с последним он представляет ограниченную выборку песнопений, в основном, из служб суточного круга богослужения и Божественной литургии. Полные чинопоследования служб в нём отсутствуют, нет также и обособленной части, содержание которой в знаменных Обиходах составляли неизменяемые песнопения, поющиеся в подготовительные недели к Великому посту и в св. Четыредесятницу.

 



 
PR-CY.ru