ДЕМЕСТВЕННИК - Страница 5

С конца XVIII в. он становится постоянным компонентом старообрядческой певческой традиции, приобретая в ней устойчивость репертуара и широту распространения. В конце XVIII в. появляются одноголосные старообрядческие Демественники. Исследователи полагают, что их составители, наследуя предшествующую певческую традицию, были ещё осведомлены об истоках монодийного демественного распева и нотации, применяемой для его записи. Свидетельством тому служат заголовки рукописей конца XVIII в., по типу совпадающие с заголовками более ранних рукописей, например: «Книга, глаголемая Демественник. Содержит бо собрание четверогласных вещей, иже нарицается демественное пение». Впоследствии это знание было утрачено, и демество стало рассматриваться как монодийная традиция пения. В исследованиях, посвящённых этому певческому стилю, не была выявлена полная зависимость старообрядческих Демественников от многоголосных Демественников начала и середины XVII в. как в составе песнопений и порядке их изложения, так и в использовании в них только одной из строк демественного многоголосия, а именно демества. В силу этого сформировалось ошибочное представление, что Демественники конца XVIII в. явились результатом развития демественного репертуара в старообрядческой среде. Старообрядческие Демественники конца XVIII – ХХ в. относятся ко второму этапу бытования этого типа певческой книги, который характеризуется обилием рукописных источников (сотни экземпляров), высоким художественным оформлением, красивым рисованным начертанием певческих знаков. На этом этапе по сравнению с первым изменился формат книги. На смену типичному для певческих рукописей XVII в. формату в 4° приходит большой формат в 1°. Значительно увеличился размер певческих знаков, а также букв распеваемого текста. По мнению исследователей, типичным для Демественников второго этапа стало наличие не встречавшейся в составе ранних Демественников первого этапа певческой азбуки, которая обычно помещается в начале книги и содержит перечисление начертаний знаков демественной нотации с их переводом на столповое дробное знамя. Их разработка и введение в качестве устойчивого компонента содержания Демественника целиком относится к достижениям старообрядческой культуры. Репертуар песнопений, зафиксированный в старообрядческих Демественниках, практически одинаков на протяжении всего периода их бытования, что свидетельствует о консервации певческой традиции. По мнению исследователей, сравнительно с репертуаром ранних Демественников он более узок. В старообрядческих Демественниках отсутствуют полные чинопоследования служб вечерни, утрени, Божественной литургии; указанные чины представлены лишь отдельными песнопениями; утрачены и подборки кондаков, занимавших значительное место в составе ранних Демественниках. Сравнение содержания старообрядческих Демественников и Демественников XVII в. выявляет их близость с Демественниками первой редакции, для которых характерно наличие только отдельных песнопений основных служб суточного круга.

 



 
PR-CY.ru