ДЕМЕСТВЕННИК - Страница 4

Эти указания в совокупности с особой полнотой состава дают исследователям возможность предположить, что эта книга была написана одним из государевых певчих дьяков, в среде которых пение «софейского переноса» доверялось только наиболее опытным певцам и всегда отмечалось в их послужных списках. Исполнение песнопений всенощного бдения (вечерни и утрени) многоголосным демеством, отражённое в записях рукописи № 364, в певческой практике не закрепилось. Для второй половины XVII в. исследователи не нашли ни одного полного последования этих служб. Они сообщают, что как и ранее, в это время демественным многоголосием излагаются лишь отдельные песнопения указанных служб, среди них достаточно часто встречаются только предначинательный псалом, «Блажен муж» (первый антифон), полиелей, «На реках вавилонских»; лишь в одном-трёх списках выявлены «Бог Господь», несколько величаний, «Свят Господь», «Всякое дыхание», «Преблагословенна еси, Богородице». Рукопись последней четверти XVII в. № 151 состоит из значительного количества песнопений всенощного бдения в трёхголосной партитурной записи, но в ней отсутствуют обычно наиболее распространённые в других списках предначинательный псалом, «Блажен муж» и полиелей. С 1670 гг. исследователи прослеживают устойчивую тенденцию изложения многоголосным демеством песнопений Божественной литургии Иоанна Златоуста. В рукописях этого времени им удалось выявить шесть списков литургии. Преобладающей в это время становится трёх- и четырёхголосная партитурная форма записи демества, хотя до конца века встречаются и поголосные записи демественного многоголосия. Как и в предыдущее время, книг, содержащих демественные песнопения, было мало: известны только № 150 и № 399. По сравнению с Демественниками начала и середины XVII в. состав их значительно сокращён. Рукопись № 150 представляет собой собрание разновременных столбцов 1650–1690 гг., фиксирующих избранные песнопения демества в различных формах записи – партитурной (двух-, трёх-, четырёхголосной) и поголосной. Всего песнопений 16, многие из них даны в нескольких певческих версиях. Большинство текстов и вариантов исследователям хорошо известны по более ранним рукописям. Рукопись № 399 содержит песнопения Божественной литургии Иоанна Златоуста в четырёхголосной партитурной записи. Для XVII в. исследователи выявили лишь шесть книг демественного многоголосия, четыре из них относятся к первой половине, две – ко второй половине XVII в., следовательно, делают вывод исследователи, демественное многоголосие не имело распространения в певческой практике, а культивировалось, как они полагают, только в среде государевых, патриарших и архиерейских певчих дьяков; рядовым певчим этот стиль из-за его особой сложности был недоступен. История многоголосной традиции демества обрывается на рубеже XVII и XVIII вв., однако в составе партесных рукописей первой четверти XVIII в. исследователи ещё встречают отдельные нотные переводы демественного многоголосия (позднее и они исчезают из певческой практики, а демественный распев продолжает бытовать в виде монодии).

 



 
PR-CY.ru