ДЕМЕСТВЕННИК - Страница 3

Таким образом, в указанном сборнике записаны партии демественного многоголосия. Довольно часто в рукописи № 1696 встречаются указания на разные певческие версии, в числе которых названы: «путь триличного согласия», «путь четвероличного согласия», «инь роспевь Путь против демества», «мусикийскаго красногласия», «инь роспев владимирское», «волынка», «Радилова», «радилово». Есть также специфические термины многоголосия: «спуск», «зах(ват) верх(ом)», «почин верхом», «зах(ват)». Изредка в записях встречаются степенные и указательные пометы, выполненные тушью и киноварью. Высокий профессионализм создателя рукописи № 1696 не вызывает у  исследователей сомнений, а отмеченная ранее близость содержания этой рукописи к Демественнику № 15 свидетельствует о стабилизации репертуара демественного пения и закреплении за ним, в основном, внегласовых песнопений Обихода. От середины XVII в. сохранились две певческие рукописи с демественными песнопениями: в № 46 зафиксирована партия пути, в № 364 – партия низа демественного многоголосия. Исходя из особенностей содержания, обе рукописи исследователи относят ко второй редакции Демественников, которая характеризуется почти полным сходством со структурой певческого Обихода. Состав небольшой по объёму рукописи № 46 образуют Божественная литургия Иоанна Златоуста и несколько избранных песнопений всенощного бдения (вечерни и утрени). В последовании литургии присутствуют песнопения евхаристического канона, в утрени, как это типично для Обихода, зафиксированы неизменяемые песнопения. Изменяемые песнопения утрени отсутствуют. Исследователи говорят, что среди большого количества указаний наиболее часто встречаются «меншой роспев», «ин роспев болшой», «средняя»; имеются также указания: «володимерка», «волынка зовома», «кенанична, зовомая хабува», «радилова», «полскока», «скок», «перенос софийской». По мнению исследователей, большое количество и разнообразие указаний свидетельствуют о процессе развития стилистики демества, его обогащении новыми певческими версиями. Рукопись середины XVII в. № 364 более объёмна и содержит всенощное бдение (вечерню и утреню), Божественную литургию Иоанна Златоуста, большую подборку славников, кондаков, тропарей на Господские и Богородичные праздники, последование пещного действа. Среди всех ранее рассмотренных исследователями источников эта рукопись выделяется особой полнотой состава. В ней впервые дано полное последование всенощного бдения (вечерни и утрени), значительно расширен состав песнопений пещного действа. Здесь зафиксирован наиболее широкий за всю историю бытования репертуар демественного многоголосия. Рукопись имеет заголовок: «Книга, демественник, сиречь четверогласного пения», из которого следует, что все песнопения во время написания рукописи были известны в четырёхголосном складе пения. Пространное оглавление на 33 листах содержит подробное перечисление песнопений и указание вариантов распева, среди которых преобладают «меншой» и «болшое». Херувимская песнь дана в четырёх певческих версиях, озаглавленных: «меншой перенос низом», «софейской перенос старой неперепетой», «перенос той же софейской перепетой», «перенос спускной».

 



 
PR-CY.ru