ДЕМЕСТВЕННИК - Страница 2

В одной рукописи в поголосной записи даны партии демества, низа, верха и пути; в дугой рукописи – только партия низа. Таким образом, Демественник отражает многоголосную традицию пения. В конце обеих книг есть чин пещного действа, в котором участвовали государевы и патриаршие певчие дьяки. Обе книги могли быть написаны в Москве кем-то из певчих дьяков, поскольку в книгах отражена традиция высокой певческой культуры. Рукописи первого этапа, озаглавленные «Демественник», отличаются по содержанию и представляют две редакции этой певческой книги. В состав одно рукописи Демественника входят избранные кондаки, несколько пасхальных песнопений, избранные песнопения всенощного бдения (вечерни и утрени); Божественная литургия Иоанна Златоуста (в которой отсутствуют песнопения евхаристического канона); последование песнопений пещного действа. За исключением литургии и пещного действа, являющих здесь почти полные чинопоследования, другие службы изложены фрагментарно. При этом не соблюдается порядок суточного круга богослужения. Так, в начале этого списка расположены песнопения утрени, за ними выписаны два песнопения из великой вечерни, после вновь даны песнопения утрени. По составу песнопений утреня из другого Демественника значительно отличается от служб утрени, зафиксированных в многочисленных знаменных Обиходах начала XVII в. В ней нет неизменяемых песнопений, но «на ряду» выписаны изменяемые песнопения различных дней церковного года, при этом не всегда соблюдается принцип следования месяцеслову; нет здесь и присущего певческому Обиходу раздельного изложения минейных и триодных песнопений. За исключением трёх, все песнопения в рукописи четырёхголосные, форма их записи поголосная, каждая партия сопровождена соответствующим ей термином. Порядок изложения партий в рукописи единообразен: первой выписывается партия демества, что подчёркивает её основополагающее значение, далее следуют партии низа, верха и пути. Эта рукопись является единственным памятником многоголосия, в котором наряду с терминологией партий даны названия исполнителей этих партий –демественник, вершник. Отдельные песнопения в Демественнике имеют помимо основной ещё одну, реже две певческие версии, выделенные терминами «ин перевод», «меньшой», «меньшая»; имеется также указание на «перевод патриарховых дьяков». Наличие этих указаний свидетельствует о вполне сложившейся к началу XVII в. стилистике демественного многоголосия, внутри которого началась работа по созданию новых интонационных версий песнопений. По содержанию и времени написания (первые годы XVII в.) к Демественнику № 15 близок певческий сборник № 1696, состав которого образуют отдельные песнопения всенощного бдения, избранные кондаки и стихиры по 50-м псалме, песнопения пещного действа и Божественная литургия Иоанна Златоуста. Как и в № 15, в рассматриваемой рукописи нет неизменяемых песнопений утрени, а в литургии отсутствуют песнопения евхаристического канона. Все записи сборника № 1696 одноголосные, большинству из них предпосланы указания «путь против демества», несколько песнопений имеют указания «верхом», песнопения из чина пещного действа определены как демественные.

 



 
PR-CY.ru