ДЕМЕСТВЕННАЯ НОТАЦИЯ - Страница 3

При сравнении разводов знаков, входящих в состав других семейств и групп путевого и демественного алфавитов, указывает на близость, а в ряде случаев на идентичность путевой и демественной нотаций. Совокупность знаков в семействах и группах путевых азбук всегда шире по сравнению с аналогичными семействами и группами в азбуках демественного знамени. Исследователи объясняют это тем, что демественные азбуки, появившиеся в конце XVIII в., призваны были удовлетворить практические потребности, связанные с возрождением и культивированием в старообрядческой среде демественного пения, причём в указанное время и позже оно было известно только в виде одноголосных записей, воспроизводящих одну из строк демественного многоголосия – демество. Поэтому знаки, использовавшиеся в путевой строке демественного многоголосия, не были включены в состав азбук демественного знамени. Следовательно, считают исследователи, материалы демественных азбук не обеспечивают возможности расшифровки демественного многоголосия, тем более они недостаточны для расшифровки троестрочия – в их составе нет знаков и комплексов знаков (попевок), используемых в записях путевой строки строчного пения. Таким образом, демественные азбуки представляют собой определённую выборку графических средств из азбук путевого знамени. О единообразии путевой и демественной нотаций свидетельствуют многие показатели: общность графических форм, одинаковый набор дополнительных знаков и единые способы их сочетания с основными начертаниями; наличие в обеих нотациях сложных знаков, образованных в результате сочетания простых графических форм; единообразное использование признаков, отличающихся от таковых в столповой нотации; общность разводов знаков, имеющих одинаковые графические формы. Указанное единообразие наиболее ярко проявляется в записях строчного и демественного многоголосия, менее ярко – в монодийных песнопениях путевого и демественного распевов. Исследователи объясняют это тем, что в записях более простой по сравнению с демеством стилистики пути используются и наиболее простые графические формы знамен, в то время как в демественных записях преобладают сложные графические формы. Исследователи отмечают, что и те и другие знаки входят в состав азбук путевого знамени, но выбор знаков из общего алфавита достаточно своеобразен, что и позволяет при известном опыте различать записи пути и демества (записи последнего всегда выглядят сложнее). Таким образом, в путевых азбуках, время появления которых относится к первым годам XVII в., были систематизированы знаки, используемые в записях как путевых, так и демественных песнопений. Следовательно, наименование нотации «демественная», появившееся лишь в конце XVIII в., так же как и наименование «казанская», не означает особой графической системы, а является лишь новым названием путевой нотации. Как полагают исследователи, в настоящее время во избежание путаницы наименования «путевая» и «демественная» следует употреблять по отношению к монодийным записям путевого и демественного распевов, а наименование «казанская» должно быть отнесено к их многоголосным версиям (с ремаркой, характеризующей тип распева).



 
PR-CY.ru