ДЕНИСЕНКО Михаил Антонович, в монашестве Филарет - Страница 6

Решение Синода всесторонне рассмотреть этот вопрос на Соборе было оправданным в сложившихся условиях. Попытка уврачевания раскола путём поспешного и неподготовленного образования поместной Украинской церкви вполне могла обернуться новыми нестроениями в церковной жизни Украины. В случае получения канонической автокефалии не было никаких гарантий относительно возвращения раскольников в лоно церкви. Кроме того, были очевидны нежелание верующих восточных епархий УПЦ выходить из юрисдикции Московского патриархата и неприятие ими самой идеи автокефалии, ассоциируемой с проявлением национализма на церковной почве. Понимая, что круг сторонников автокефалии очень невелик, митрополит Филарет отверг все попытки оценить истинное число приверженцев курса на церковную «самостийность». 22 января 1992 г. Киевский митрополит собрал Украинское епископское совещание, на котором настоял на принятии ультимативного требования о предоставлении автокефалии, адресованного патриарху и Священному Синоду РПЦ. Итогом совещания стало ещё одно Обращение к патриарху, Синоду и всем архиереям Московского патриархата. В нём утверждалось, что из Москвы в продолжение трёх месяцев не поступило никакого ответа на предыдущее Обращение, в связи с чем украинские епископы заявляли о якобы создавшемся у них впечатлении, что положительное решение вопроса об автокефалии в Москве умышленно затягивается. Митрополит Филарет намеренно стремился обострить отношения с Московской патриархией, чтобы показать себя украинским патриотом и поборником национальной идеи (эти качества были необходимы для будущего «патриарха Киевского»). С аналогичной целью в обращении от 22 января все обвинения в адрес митрополита Филарета и сообщения о его безнравственном поведении объявлялись не просто клеветой – критика Киевского митрополита квалифицировалась как «выпады против независимости Украины». Митрополит Филарет бросил вызов Московской патриархии, считая, что поддержка украинского государственного руководства, обеспечившая ему практически единогласное одобрение всех его инициатив со стороны епископата, гарантирует положительное решение вопроса об автокефалии. В то же время Киевский митрополит в тексте Обращения пытался опровергнуть очевидное и доказать, что власти Украины отнюдь не оказывают давления на иерархов УПЦ в направлении получения автокефалии. Не соответствовало действительности и утверждение о том, что все епископы УПЦ единодушны и единомысленны в своём стремлении к автокефалии. Три архиерея – епископы Донецкий и Славянский Алипий (Погребняк), Черновицкий и Буковинский Онуфрий (Березовский), Тернопольский и Кременецкий Сергей (Генсицкий) – заявили о несогласии с Киевским митрополитом и отказались поставить подписи под обращением о даровании автокефалии. Под давлением митрополита Филарета Синод УПЦ сместил епископов Алипия, Сергия и Онуфрия с занимаемых кафедр и заменил их другими архиереями. Произошло это буквально на следующий день после того, как три иерарха выразили несогласие с курсом предстоятеля Украинской церкви. Митрополит Филарет объявил о назначении епископов Сергия и Алипия своими викариями, а владыке Онуфрию предписал поменяться местами с епископом Иларионом (Шукало), управлявшим Ивано-Франковской епархией.

 



 
PR-CY.ru