ДЕНИСЕНКО Михаил Антонович, в монашестве Филарет - Страница 4

По состоянию на 1 января 1991 г. в юрисдикции канонической церкви пребывала 5031 община. Через полгода их количество оставалось на прежнем уровне. Но уже летом 1991 г. в расстановке политических сил на Украине произошли большие изменения. После того как в июне 1990 г. Верховным Советом УССР была принята Декларация о государственном суверенитете Украины, всё заметнее становилась тенденция к распаду СССР и выходу Украинской Республики из его состава. В таких условиях большая часть партийной номенклатуры в целях сохранения своего положения в быстро меняющихся условиях вступила в альянс с националистическими кругами и изменила политическую ориентацию. Сепаратизм стал уже не только особенностью одних западноукраинских политиков, но и идеологией республиканских властей. Поворотным моментом в отношениях Украины и России стала попытка государственного переворота в августе 1991 г. в Москве, которая ускорила распад СССР и образование на его территории независимых государств. Вскоре после августовского путча Украина в одностороннем порядке объявила о выходе из состава СССР. Сменившие политические ориентиры представители бывшей партийной номенклатуры разделили власть с галицкими националистами и сохранили господствующее положение в руководстве независимой Украины. За основу новой государственной идеи в Киеве были приняты давно оформившиеся в Галиции националистические принципы, которые с этого времени стали насаждаться по всей стране. Разрыв с Россией стал требованием, настойчиво предъявляемым сверху ко всем сферам жизни – культурной, экономической и церковной в том числе. Леонид Макарович Кравчук, который в недавнем прошлом был секретарём ЦК КПУ по идеологии, а в декабре 1991 г. стал первым президентом получившей независимость Украины, решил наряду с другими атрибутами независимой украинской государственности добиваться создания независимой УПЦ, которая разорвала бы юрисдикционную связь с Москвой. Однако ни раскольническая так называемая Украинская Автокефальная Православная Церковь (УАПЦ), ни тем более УГКЦ, на стороне которых были лишь западные украинцы, диаспора и националистически настроенная часть интеллигенции, не пользовались поддержкой большинства населения страны. Практически все приходы униатов и автокефалистов были в то время сосредоточены на западе Украины. Ни УАПЦ, ни УГКЦ не подходили на роль наиболее влиятельной конфессии Украины, способной поддержать новую власть. Л.М. Кравчук также сознавал, что УАПЦ и её глава («патриарх» Мстислав Скрыпник) не признаны ни одной поместной православной церковью в мире. К тому же Мстислав Скрыпник постоянно пребывал в США и, как и вся диаспора, не был подконтрольным Президенту Украины политическим партнёром. Л.М. Кравчук вполне мог рассчитывать на тесный союз с Филаретом, с которым его связывали не только служебные, но и дружеские отношения со времён работы в идеологическом секторе ЦК КПУ. Он понимал, что подавляющее большинство украинцев, несмотря на все перемены в религиозной жизни, наступившие в конце 1980 – начале 1990 гг., по-прежнему принадлежат к юрисдикции канонической УПЦ. Поэтому он решил добиться автокефального статуса для канонической УПЦ.

 



 
PR-CY.ru