ДЕЛИЧ Фридрих - Страница 2

В докладе Фридрих Делич подчёркивал интенсивную связь между Вавилоном и Библией, стремился показать значение источников Междуречья для понимания Библии. Культура Ханаана в эпоху его захвата коленами Израилевыми всецело находилась под влиянием культуры, ремесла, торговли, права, обычаев и науки Вавилонии. По мнению Фридриха Делича, это объясняет, почему, например, «ветхозаветная система денежных единиц, мер и веса, внешняя форма законов и т.д. являются совершенно вавилонскими». Согласно Фридриху Деличу, религиозные ветхозаветные институты также следует считать вавилонскими по происхождению, даже еврейская «суббота» имеет свой аналог в Вавилонии, подтверждённый археологическими данными о наличии дня под аналогичным названием. Фридрих Делич пытался показать зависимость ветхозаветных рассказов о творении, о Всемирном потопе и многих юридических предписаний от вавилонских образцов. Возмущённые его докладом критики говорили и писали о значительных отличиях вавилонских мифов и юридических документов от библейской истории первоначального человечества и предписаний завета. Так, русский библеист, профессор Московской духовной академии Дмитрий Иванович Введенский (1873–1954 гг.), используя археологические данные, указал на неверность вывода Фридриха Делича о существовании вавилонских имён, содержащих имя семитского бога Яхо, подчеркнув, что приводимые Фридрихом Деличем примеры подтверждают лишь существование вавилонских имён, в основе которых лежали имена именно вавилонских богов. Невзирая на критику, Фридрих Делич впоследствии пришёл к ещё более радикальному отвержению Ветхого Завета как источника христианского богословия. Он не оспаривал некоторой его исторической и поэтической ценности, но в религиозном отношении считал, что Ветхий Завет свидетельствовал только об иудейско-партикуляристской монолатрии Яхо, отождествлённого «великим самообманом Израиля» с «истинным святым Богом» (Элем). В той же самой работе провавилонские тенденции Фридриха Делича переплелись с антисемитской идеологией. Впоследствии его идеи развивали так называемые панвавилонисты, главным образом, его ученики Альфред Иеремиас и Гуго Винклер. Это направление наиболее полно было раскрыто в трудах Петера Йенсена, который стремился показать зависимость всей мировой литературы от вавилонских образцов. Вавилонская интерпретация Ветхого Завета, которую разрабатывал Фридрих Делич, давно преодолена как ложный путь исследования, хотя метод установления зависимости по аналогии иногда находит применение. В настоящее время некоторые филологические труды Фридриха Делича сохраняют свою значимость.



 
PR-CY.ru