ДЕЛИЧ Фридрих

ДЕЛИЧ Фридрих (1850–1922 гг.) – немецкий протестантский ассириолог, сын немецкого исследователя Ветхого Завета Франца Делича (1813–1890 гг.). Научную деятельность начал в Лейпцигском университете (в 1875 г. – приват-доцент, в 1878 г. – экстраординарный, с 1885 г. – ординарный профессор), в 1893 г. принял приглашение на работу в университет города Бреслау (ныне Вроцлав, Польша), в 1899 г. – в университет Берлина. Фридрих Делич (наряду с Эберхардом Шрадером) – один из основателей ассирологии в Германии. Автор ряда филологических исследований клинописи, он видел свою главную задачу в изучении связи между ветхозаветной традицией и литературой и культурой Месопотамии, значительных успехов в изучении которых добилась археология того времени. В 1876 г. Фридрих Делич организовал семинар на тему «Книга Бытие и клинописные источники», посвящённый рассмотрению филологических аспектов возможных отношений двух групп источников. В 1883 г. в Лондоне опубликовал словарь еврейского языка с использованием данных ассирийских клинописных источников, в 1886 г. приступил к изданию еврейско-арамейского словаря (в Лейпциге были напечатаны «Prolegomena eines neuen hebräisch-aramäischen Wörterbuchs»), который, однако, не был полностью опубликован. Важные примечания к тексту Ветхого Завета содержатся в его книге «Die Lese- u. Schreibfehler im AT» (1920 г.). Работы Фридриха Делича 1890 гг. преимущественно посвящены анализу содержательных связей Ветхого Завета с вавилонской литературой. В книге «Где находился рай?» (1881 г.) он отождествил Эдем с историческим ландшафтом Вавилонии, где, как он считал, происходило взаимопроникновение наиболее древних культур, к которым Фридрих Делич относил Ветхий Завет. 13 января 1902 г. в докладе перед Немецким обществом исследований Востока в Берлине на тему «Библия и Вавилон» он рассматривал данную гипотезу в контексте вопроса об авторитете Ветхого Завета и вавилонской литературы (русский перевод: Библия и Вавилон. СПб., 1904 г.). Доклад вызвал не только горячие споры, но и публикации на эту тему. Основным предметом дискуссий стали выводы Фридриха Делича о зависимости Ветхого Завета от древних вавилонских текстов: всё ценное с религиозной, нравственной и культурной точек зрения в Ветхом Завете, считал он, вавилонского происхождения. На основании данных клинописной литературы Фридрих Делич считал возможным обретение «мировоззрения, удовлетворяющего как разум, так и сердце», опирающегося, по его мнению, на смешение Ветхого Завета и литературы Древнего Востока. В дискуссиях на тему доклада он ещё упоминал о ценности Ветхого Завета как одного из источников нового библейско-вавилонского религиозного мировоззрения, но отмечал, что археологические данные лишили этот текст авторитета главного документа, свидетельствовавшего о начальной истории человечества.

 



 
PR-CY.ru