ДЕЛИЧ Франц - Страница 2

К Священной истории принадлежит также история церкви, на протяжении которой всё больше возрастает понимание церковью события спасения. Характерные черты герменевтики Франца Делича обнаруживаются в его комментариях на псалмы, в истолковании Книги пророка Исаии и в небольшом трактате «Мессианские предсказания в исторической последовательности». Он стремится толковать псалмы в контексте всей истории Откровения, являющейся существенной предпосылкой для «определения места» всякого псалма. Поэтому псалмы должны рассматриваться в их отношении «к предсказанию будущего Христа». Исходя из пророчеств о «непоколебимом доме» и царстве Давида «во веки» во второй книге Царств (7), он рассматривает эсхатологическо-мессианский момент как центральный для герменевтически верного истолкования псалмов. В «Библейском комментарии на пророка Исаию», отдавая должное поэтическому аспекту книги, он не допускает, чтобы «конкретная действительность истории» поглощалась «мифологизирующей» Священной историей. Франц Делич первый из исследователей, его современников, освободился от романтического и идеалистического взгляда на пророка, типичного для того времени, и считал пророка Исаию «вестником Божиим», который как «вестник кары» получает «особое призвание» выступить на проповедь перед избранным народом. В работе «Мессианские предсказания» он писал, что «ход развития мессианских представлений невозможно установить, не прибегая к литературной и исторической критике... Мы будем проводить критический анализ, тем не менее, без использования обычных в настоящее время доводов, которые принципиально отвергают всё «сверхъестественное» и, в частности, духовное чудо предсказания объективной реальности». Таким образом, предсказание переносится в область «сверхъестественного», и при подходе к тексту с позиции литературной и исторической критики нельзя пересекать границы этой тайны. Так, комментируя пророчества о семени жены, которое будет поражать змея (Быт. 3:15), Франц Делич отмечает в истории первоначального человека следующие факты: внеизраильское происхождение повествования о первоначальном человечестве; принадлежность этого языческого предания к литературному жанру саги; центральное место языческих мифологем в неизраильском сказании и отказ от всех мифологических элементов в Израиле. Критической инстанцией, которая вызвала это исключение мифологической составляющей, согласно Францу Деличу является «дух Откровения». Для него «миф» – это языческая категория, чуждый элемент понимания бытия, который не был воспринят Ветхим Заветом. Тем самым Франц Делич исключал понятие мифа из библеистики, заменив его категорией «духа Откровения» – специфического освящения бытия, происходившего в истории спасения. С 1867 г. в Лейпциге кроме экзегетических исследований он занимался, прежде всего, миссионерской работой среди иудеев. После того как в 1863 г. Франц Делич основал журнал «Государство и надежда», пропагандировавший миссию в Израиле, в 1879 или 1871 г. им были основаны «Evangelisch-lutherischen Centralvereins für die Mission unter Israel» и в 1886 г. – семинар по изучению иудаизма, который должен был служить местом подготовки миссионеров для работы среди иудеев (после смерти Франц Делич получил название «Institutum Judaicum Delitzschianum»). Основанный им «Institutum Judaicum» содействовал интенсификации исследований еврейской литературы и духовного мира иудеев. Ещё в 1838 г. Франц Делич начал заниматься переводом Нового Завета на еврейский язык. В 1877 г. вышло первое издание в лондонском «Британском и иностранном библейском обществе».



 
PR-CY.ru