ДАМАСКИН, Даскэлул

ДАМАСКИН, Даскэлул (около 1660–1725 гг.) – епископ Рымникский Унгро-Влахийской митрополии, общественный деятель, переводчик и издатель. Родился в семье свободных крестьян. Был учителем в славянской школе в Бухаресте, поскольку знал славянский, греческий и латинский языки. Затем был домашним учителем сына стольника Константина Кантакузино (впоследствии валашский господарь Штефан; 1714–1715 гг.). По словам митрополита Унгро-Влахийского Феодосия, отпечатанный в Бузэу в 1700 г. Октоих «подготовил почти заново с большим тщанием наш даскэл (учитель) Дамаскин». Репутация просвещённого книжника способствовала его избранию 3 октября 1702 г. епископом Бузэуским. Дамаскин продолжил печатание богослужебных книг, начатое его предшественником на кафедре епископом Митрофаном. Издал «Последования вечерни и утрени» (1702, 1703–1704 гг.) с молитвами на славянском и уставными указаниями на румынском языке, «Псалтирь Следованную» (1703 г.) с псалмами на славянском языке и с молитвами после кафизм, некоторыми «поучениями» и уставными указаниями на румынском языке. В 1704 г. были переизданы Апостол на румынском языке по бухарестскому изданию 1683 г. и румынский перевод сочинения Лаврентия Зизания, сделанный Дамаскином со славянского языка, Толкование на Апокалипсис Андрея Кесарийского. В бытность епископом Бузэуским Дамаскин основал школу в Фокшани. В марте 1708 г. был избран епископом Рымникским, для укрепления материального положения епархии приобрёл новые земельные угодья, виноградники, дома, водяные мельницы и другую недвижимость. При нём был расписан скит Езер, построен скит Пэпуша. Дамаскин управлял епархией после заключения Пожаревацких мирных соглашений 1718 г. Олтения была оккупирована Австрией. Проявил себя как опытный дипломат и энергичный защитник прав церкви. Ещё в феврале 1717 г., когда Австрия вела войну с Османской империей и ввела свои войска в Олтению, Дамаскин возглавил делегацию бояр в Вену к императорскому двору, которая передала петицию с просьбой сохранить древние привилегии православной церкви и не допускать расквартирования войск в монастырях. Император Карл VI Габсбург (1711–1740 гг.) удовлетворил просьбу епископа декретом от 30 мая 1717 г., но монастыри от постоя военных не освободил. В 1719 г., когда императорским указом Рымникская епархия была выведена из юрисдикции Унгро-Влахийской митрополии и переведена в юрисдикцию сербской Белградской митрополии, Дамаскин выступил против этого решения и совместно с рядом настоятелей направил в Вену новый документ, в котором отстаивались интересы церкви. Печатание книг в Рымнику-Вылче прекратилось с избранием епископа Антима Ивиряну митрополитом Унгро-Влахийским (исследователи полагают, что он перевёл типографию в Бухарест). Возобновить работу типографии Дамаскину удалось после получения разрешения от австрийских властей. В 1724–1725 гг. были изданы Часослов, «Учение о семи Тайнах», Псалтирь. В ноябре 1725 г. Дамаскин обратился к властям с просьбой о распространении этих книг в Трансильвании и Банате, но получил отказ. Скончался Дамаскин скоропостижно, когда выходил из храма. Бо́льшая часть его трудов осталась в рукописном виде. Среди книг, опубликованных после его кончины, – переводы Молитвенника (1730 г.), Постной Триоди (1731 г.), Служебника (1733 г.), Ирмология (1734 г.), Цветной Триоди (1743 г.), Часослова (1745 г.), Минеи (1776–1780 гг.) и др. Исследователь творчества Дамаскина румынский учёный Б. Теодореску утверждает, что типография в Рымнику-Вылче с 1724 по 1830 гг. печатала оставшиеся в рукописи труды владыки, которые затем распространялись по всей стране. Значителен вклад Дамаскина в становление румынского литературного языка.

 
PR-CY.ru