ДАМАСКИН, Грданичкий Драгутин

ДАМАСКИН, Грданичкий Драгутин (1892–1969 гг.) – митрополит Загребский, духовный писатель, переводчик, собиратель церковных напевов, автор гармонизаций. В 1903 г. поступил в 9-классную духовную семинарию св. Саввы, учился пению у Стевана Мокраняца. Посещал музыкальную школу и брал уроки пения у протоиерея Миливоя Петровича. В 1912–1913 гг. – учитель музыки в первой крагуевацкой гимназии. В 1913 г. пострижен в монашество в монастыре Раковица и рукоположён во диакона. В том же году Синод Сербской православной церкви (СПЦ) направил Дамаскина на учёбу в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую он окончил в 1917 г. со степенью кандидата богословия. Во время обучения был рукоположён во иерея, а с мая по октябрь 1916 г. в Оксфорде был священником и законоучителем сербской общины. С января 1918 г. в духовной семинарии св. Саввы преподавал литургику, греческий и немецкий языки, патрологию, пастырское богословие, гомилетику, церковное пение. В Сремски-Карловци записал варианты карловацкого распева. В 1922 г. со степенью доктора философии окончил философский факультет Фрибурского университета (Швейцария). В 1922–1923 гг. – первый секретарь Сербской патриархии в чине синкелла. В сентябре 1924 г. утверждён доцентом Белградского Богословского факультета на кафедре пастырского богословия и гомилетики. 30 ноября 1931 г. хиротонисан во епископа Мукачевско-Пряшевского. Содействовал возвращению многих верующих из унии в православие, разработал Устав епархии, построил несколько храмов и архиерейский дом в Мукачеве, направлял священников на обучение в сербские богословские школы. В 1938 г. перемещён на Американо-Канадскую кафедру, в 1939 г. – на Банатскую. Учредил издание «Банатский вестник». Планировал открытие церковной музыкальной школы, которое не состоялось из-за начала Второй мировой войны. В июне 1947 г. назначен на Загребскую кафедру. В 1961 г. посетил СССР. Трижды возглавлял делегацию СПЦ на Всеправославных совещаниях. Сочинения Дамаскина посвящены проблемам гомилетики, литургики и церковного пения. Он понимал своё служение преимущественно как миссионерское, несущее слово Христово верующим. Дамаскин писал о важности благолепного звучания музыки за богослужением, о благотворном воздействии, которое она оказывает на духовное развитие и религиозное воспитание людей. Церковное пение, считал Дамаскин, очень мощное, иногда единственное средство катехизации. Он работал над музыкальными гармонизациями для различных видов хоров, записывал варианты напевов, писал об истории церковного пения, его характере и роли в богослужении, об актуальных проблемах певческой практики и о мерах, направленных на повышение исполнительского уровня певцов. Статьи о характере церковного пения основывал на святоотеческом предании и традиционных правилах исполнения. Подчёркивал, что пение должно отвечать художественно-эстетическим запросам, церковная музыка – это серьёзное искусство, поэтому необходимо исправлять недостатки певческой практики. Основной причиной плохого состояния сербского клиросного пения считал слабую подготовку певчих, которые произвольно меняли традиционные мелодии, в результате чего возникали многочисленные варианты. Дамаскин выступал за создание певческих школ и введение курсов по сольфеджио и теории музыки в семинариях, за предоставление певчим достойного материального обеспечения, призывал к уважительному отношению к ним. Был сторонником использования сербского языка в богослужении, занимался переводами, опубликовал сборник песнопений литургии, вечерни и утрени с параллельными текстами на церковнославянском (в сербской транскрипции) и сербском языках. В церковных журналах опубликовал ряд статей по истории церкви, издал несколько монографий. Похоронен во Введенском монастыре в Белграде.

 
PR-CY.ru