ДАМАСКИН СТУДИТ, Дионисий

ДАМАСКИН СТУДИТ, Дионисий (1520 гг. – 1577 г.) – митрополит Навпактский и Артский. Происходил из Фессалоники или из Фессалии. Традиционной является точка зрения, что он принял постриг в Студийском монастыре в Константинополе и там был поставлен во иподиакона. По мнению Е.К. Лицаса, прозвище Студит характеризует его как выдающегося проповедника, а не свидетельствует о его связи со Студийским монастырём. Дамаскин Студит учился у Феофана Нотары, схоларха патриаршей академии (1543–1551 гг.). После рукоположения во пресвитера Дамаскин Студит был отправлен патриаршим экзархом в Россию, а после возвращения был возведён на Литско-Рендинскую епископию, которая относилась к Фессалоникийской митрополии (в синодальном акте 1564 г. он уже подписался как «смиренный епископ Рендины»). В 1574 г. Дамаскин Студит был назначен на кафедру митрополита Навпактского и Артского и стал патриаршим эпитропом на время пребывания патриарха Иеремии II (1572–1579, 1580–1584, 1587–1595 гг.) на Пелопоннесе. Согласно свидетельству его современника Гавриила Каланы, в 1577 г. Дамаскин Студит поселился в Арте (куда с XIV в. была перенесена Навпактская митрополия). Симеон Кавасила Акарнанский посвятил ему одну из эпиграмм. Письма Дамаскина Студита к различным адресатам (изданы Афанасием Ивановичем Пападопуло-Керамевсом) свидетельствуют о его обширных познаниях. Дамаскин Студит был одним из самых учёных клириков своего времени. Среди его учеников – будущие Константинопольские патриархи Митрофан (1565–1572) и Иеремия II Транос. Важнейшие сочинения Дамаскина Студита: «Сокровище»; сборник душеполезных и учительных наставлений, написанный на народном греческом языке (книга напечатана в Венеции в 1561 г. и неоднократно переиздавалась, была популярна во всех слоях христианского населения; перевод на турецкий язык в греческой транслитерации для туркоязычных греков был выполнен в 1731 г. в Кайсери, известны и рукописные славянские переводы); «Стихи героико-элегические на Успение Пресвятой Богородицы Марии»; «Физиолог» (издан в приложении к «Ирмологию» (Венеция, 1742 г.), отдельное венецианское издание этого трактата озаглавлено «Собрание из книг древних философов всего, что они сказали о пернатых птицах и сухопутных и морских животных, или Переложение Физиолога» издано в Венеции вместе с «Маргаритами» Иоанна Златоуста в 1630 г.); «Увещевание к желающим спастись монахам» (1565 г.); «Предсказывающие знамения звёзд и луны о дожде и ветре, из различных поэтов и учителей»; «Шуточный диалог Дамаскина Рендинского против архиереев»; участниками диалога являются Дамаскин и Гавриил, игумен монастыря св. Анастасии Узорешительницы; гомеровские центоны. Сделанный Дамаскином Студитом хронологический перечень Константинопольских патриархов до Иеремии II был использован Мануилом Малаксосом в издании «Turcograeciae» (Basel, 1584 г.). Составленный Дамаскином Студитом «Хронограф» от основания Рима до взятия Константинополя включал помимо списка патриархов основную часть компиляции Иерофея Монемвасийского (известную под именем Дорофея Монемвасийского).

 
PR-CY.ru