ДАВИД, СИМЕОН и ГЕОРГИЙ - Страница 3

После возвращения на родину Георгий продолжал совершать чудеса исцеления. Во время путешествия в Смирну (современный Измир) ему явился ангел и возвестил о скорой кончине. Георгий поспешил на родину. Он умер в Великую субботу 28 марта 845 г. или 18 апреля 846 г., был похоронен в храме Пресвятой Богородицы, куда позже были доставлены мощи и его братьев Симеона и Давида. Греческое Житие «Жизнь и деяния святых отцов Давида, Симеона и Георгия» известно по единственной рукописи XIV в., которая хранится в библиотеке во Флоренции. Рукопись была издана Й. ван ден Гейном в 1899 г. Исследователи подчёркивают, что Житие является очень неоднородным как в стилистическом, так и в содержательном плане. В нём сочетаются легендарные, фольклорные и точные исторические сведения. При компилировании автор не пытается привести чёткое и сухое повествование копируемого источника в соответствие со своим возвышенным слогом, кроме того, постоянно сбивается на просторечную лексику и синтаксис, что, однако, придаёт тексту живость и остроту. Образы святых далеки от шаблонности, они весьма красочны и изобилуют индивидуальными чертами. Впервые научный анализ хронологических ориентиров (важные события Жития соотнесены с годами правления византийских императоров) был проведён издателем текста. Согласно результатам исследования, Давид прибыл к митрополиту города Гаргара в возрасте 46 лет – 22-й год правления императора Константина V Копронима (741–775 гг.). Следовательно, Давид родился в 717 г.; поскольку известно, что он скончался в возрасте 66 лет, 783 год считается годом его смерти. Симеона отдали на воспитание 56-летнему Давиду в 8-летнем возрасте, значит, Симеон родился в 764/765 г. Годы смерти Симеона и Георгия исследователи также вычислили относительно 843 г. – восстановления иконопочитания. Автор говорит, что Симеон скончался через год после возвращения из Константинополя, следовательно, в 844 г., а Георгий – весной следующего 845 г. Однако позднейшие исследования показали, что эти выводы не являются исчерпывающими. Так, Ф. Алькен выявил в тексте серьёзные хронологические расхождения. 783 г. как год смерти Давида противоречит свидетельству о том, что Симеон был рукоположён в возрасте 28 лет, т.е. в 792/793 г., и Давид был при этом ещё жив и умер через два года. Таким образом, по Ф. Алькену, Давид скончался в 794/795 г. Ф. Алькен уделяет особое внимание вопросу исторической достоверности Жития, проблеме идентификации личности Георгия. Исследователям известно анонимное Житие некоего Георгия (X в.), герой которого тоже был епископом (или архиепископом) Митилинским примерно в то же время. Но, по мнению Ф. Алькена, он и Георгий, скорее всего, одно и то же лицо, а причиной расхождения сведений о Георгии, архиепископе Митилинском, в разных источниках послужил большой промежуток времени между описываемыми событиями и созданием Жития, поэтому автор не мог быть точен в хронологии.

 



 
PR-CY.ru